Библиотечный конгресс в Ульяновске




Марина Тимашева: Люди в России теряют интерес к чтению - такой тревожный вывод делают специалисты. Видео-культура и интернет - его враги. Даже интеллигенция все чаще предпочитает отдыхать не с книгой, а с пультом телевизора в руках. Библиотечные работники говорят о необходимости еще одного нацпроекта: национальной программы продвижения чтения. Эта мысль прозвучала на Втором Всероссийском библиотечном конгрессе, который проходил в Ульяновске. На него съехались полторы тысячи участников из 68 регионов России. Библиотекари рассказывали о комплектовании фондов и их сохранности, о пробелах в отраслевом законодательстве, о том, каким должно быть библиотечное образование, об электронных ресурсах... И, конечно, о том, как воспитать грамотного и преданного книге читателя. Рассказывает Сергей Гогин.



Сергей Гогин: Предложений на конгрессе в Ульяновске прозвучало достаточно: создавать этическую установку на чтение, убеждать людей, что читать это не только полезно, но и модно, возвращать традицию семейных чтений, превращать библиотеки в общедоступные центры культуры и досуга. Редактор одной ульяновской газеты придерживается крайней точки зрения: ситуация безнадежна, говорит он, и чтобы вернуть привычку читать книги пришлось бы уничтожить компьютеры вместе с интернетом. Главный редактор газеты «Литература» Сергей Волков, который уже 17 лет преподает литературу в школе, не согласен с таким мнением.



Сергей Волков: Во-первых, сейчас на смену книге приходят другие носители текстов. Не правда, что нынешние дети не читают, они очень много читают, но с других носителей. Сейчас все больше входит в обиход карманный компьютер, куда закачиваются тексты, и библиотеки чувствуют отток читателей не потому, что они престают читать, а потому, что они читают по-другому – в библиотеке нет этих носителей. Сейчас выходят электронные книги, которые вообще устроены по-другому. В Америке они очень распространены. Это уже не отсвечивающий экран, а белая страница, но в это устройство можно закачать сотни томов. Учителя литературы очень переживают по этому поводу, потому что они борются за книгу. А компьютер это такой же инструмент, который позволяет ученику окунуться в море текстов. Мы, когда учились, не было таких интернет систем, которые позволяли ученикам не много только читать, но и быть авторами. Вот сейчас в страничках дневников есть много умных, ярких, интересных, тонких текстов, и дети их читают, поэтому здесь я не вижу проблемы.



Сергей Гогин: Какой должна быть современная библиотека в России? Она должна быть информационным центром, - считает научный консультант Городской публичной библиотеки имени Некрасова в Москве Юрий Гриханов.



Юрий Гриханов: Она должна быть вездесущей, как солнечное излучение. Наша концепция московских библиотек - единый читательский билет для каждого жителя, чтобы, получив одну электронную карточку, он входил в электронные каталоги всех библиотек, получал доступ к читальным залам всех библиотек, без различия ведомственных принадлежностей и территориальной прописки. Идеал библиотеки.



Сергей Гогин: По мнению директора московской Библиотеки читальни имени Тургенева Татьяны Коробкиной, публичная библиотека реализует право личности на свободное развитие. Татьяна Коробкина - сторонница публичной библиотеки западного типа: общедоступной, ориентированной на потребности образованного среднего класса, существующей на бюджетные деньги и на пожертвования и, что важно, предоставляющей открытый доступ к фондам. Такая библиотека выполняет заказ общества, а не государства, она обслуживает, а не воспитывает и не просвещает, и в этом напоминает супермаркет. С таким подходом многие не согласны. Говорит директор Центральной муниципальной библиотеки Краснознаменска Московской области Вера Метлова.



Вера Метлова: Она горит про супермаркеты. Я поняла так, что библиотека должна чуть ли не идти на поводу у читателя. Но тогда нас нужно переименовать в пункт обмена или проката, в бесплатный книжный магазин. Мы - маленькая библиотека, к нам приходят люди пообщаться. Плюс ко всему, не случайно же когда-то библиотеку назвали «аптекой для души».




Сергей Гогин: Юрий Греханов замечает, что библиотекари психологически не готовы открыть фонды для свободного доступа.



Юрий Греханов: Потому что они живут под смертельным страхом, что пропадет последняя хорошая книга. До сих пор даже в крупнейших библиотеках нет средств электронной защиты фондов. В Штатах, например, студент, утащивший книгу, теряет право поступления во все вузы Америки. А у нас депутаты, когда мы пытались ввести санкции за кражу библиотечных книг, сказали: «Ну что вы! У нас миллионами воруют нефть, газ и все, что угодно. Подумаешь, книга пропала!».



Сергей Гогин: Директор библиотеки Лермонтова из Санкт-Петербурга Сергей Сирейчик считает, что главный критерий для того, насколько эффективно работает библиотека, это количество читателей, которые ее посещают.



Сергей Сирейчик: Если в библиотеке проводится много мероприятий, но читатели не идут за книгами, то тогда какой смысл ее существования? Поэтому для нас самое главное - это фонд. Здания строятся, модернизируются, а книг нет.



Сергей Гогин: Директор Центральной библиотечной системы Виктория Якимович напоминает, что комплектованием фондов мешают заниматься противоречивые российские законы. «Закон о библиотечном деле» утверждает, что библиотеки независимы в формировании своих фондов. А 94-й Федеральный закон, требующий проводить конкурсы на проведение закупок ради экономии бюджетных средств, этот принцип, по сути, отменяет.



Виктория Якимович: Вот сейчас у меня три миллиона, которые я осваиваю. Это уже аукцион. И потом мне говорят: «Ты должна купить столько-то книг по 80 рублей». Извините, а если мне нужна книга, которая стоит тысячу, полторы тысячи? В библиотеках этой литературы не будет никогда. И опять мы все приходим к низкопробной литературе, которую буквально через месяц-два можно выбрасывать.



Сергей Гогин: Библиотечные работники из больших городов поддерживают принцип библиотеки супермаркета с развитой филиальной сетью с единым читательским билетом, с мощными фондами и развитыми электронными ресурсами. Для малых городов для села библиотека это место общения, клуб по интересам, кабинет библиотерапии, почти домашний круг друзей и соседей.