А пройдут корабли - салют Барбароссе!

Хайреддин Барбаросса, великий и ужасный, гроза морей и основатель турецкого флота

В Турции готовятся почтить память адмирала Хайреддина Барбароссы, который умер 4 июля 1546 года. В стамбульском районе Бешикташ, основанном самим Барбароссой, будут организованы пышные празднества. До сих пор не утихают споры об этом легендарном персонаже. Кем он на самом деле был? Удачливым и жестоким пиратом – или великим флотоводцем?


В турецких средствах информации можно встретить интересные версии о роли этой личности в истории. Некоторые турецкие исследователи, например, уверяют, что план «Барбаросса» (нападения Германии на Советский Союз) получил название именно в честь подвигов неустрашимого пирата, а император Фридрих по прозвищу Барбаросса не при чем. И объясняют: турецкий Барбаросса был намного удачливее на полях сражений, чем немецкий.


Братья Барбаросса


Хайреддина Барбароссу считают создателем Османского флота. Спустя столетия его именем называют турецкие военные и пассажирские суда, отели, школы, улицы. Преподаватель стамбульского университета Айхан Катыджи объясняет, что (по одной из версий) точно не установлено, кто именно носил имя Барбароссы: «Христиане называли так целую семью турецких морских разбойников и турецких адмиралов XVI века — Аруджа, Хайреддина и Хасана. По всей видимости, прозвище дали итальянцы. "Ла барба" - борода, "россо" - красная, рыжая».


Будущий адмирал Хайреддин Барбаросса, носивший имя Азор (Ацор), родился около 1468 года на острове Лесбос. Он начинал с мирного промысла - лепил горшки как отец, который завещал ему небольшую гончарную мастерскую. Есть версия, что он даже посватался к соседке, молоденькой гречанке, однако после этого внезапно исчез. Преподаватель истории одной из стамбульских школ Джема Карада говорит, что Хайреддин не исчез, а пошел по стопам брата, средиземноморского пирата Аруджа : «После того, как судно, куда Арудж нанялся матросом, попало в плен, Арудж около двух лет находился в рабстве, был прикован к галере. Именно тогда он получил прозвище Барбаросса, Рыжая Борода. Арудж сбежал и снова устроился на корабль, где поднял бунт. А завладев судном, отправился в море под пиратским флагом. Коварный, решительный, жестокий, абсолютно неуловимый, он стал грозой Средиземного моря. Совершал набеги на испанское побережье, отвоевал Тунис и Алжир у испанцев. Арудж собственноручно задушил эмира Селима, и сам стал владыкой Алжира, под именем Барбаросса I. После смерти его место занял Хайреддин».


Король морей и хранитель веры


Великая Порта – Османская империя - нуждалась в могущественном флоте. Бороздившие Средиземное море мусульманские пираты были неплохими союзниками - султаны прикармливали пиратов, обещали им золотые горы. На верфях в Измире строили корабли, куда набирали авантюристов и бродяг по всему Средиземному морю – итальянцев, греков, датчан, норвежцев. Не будучи сильно религиозны вообще, они охотно принимали ислам, называли себя мусульманами, хотя и употредляли вино.


В 1533 году Хайреддин получил приглашение от турецкого султана и прибыл к нему с собственным флотом. Его корабли были нагружены подарками для султана, включая рабов, за которые на константинопольском рынке можно получить баснословные деньги. В ответ султан одарил морского разбойника почестями и наградами и назначил его бейлербеем (самым главным начальником, которому подчиняются все беи) Африки.


«Получив от султана почетное звание Хайр-эд-Дин («Хранитель веры»), он стал чрезвычайно религиозным человеком, начал соблюдать все мусульманские обряды и требовал того же от своих вассалов, - рассказывает историк Джема Карада. - Он был уверен, такая преданность Аллаху помогает ему в сражениях».


Барбаросса получил разрешение на строительство новых кораблей в бухте Золотого рога и начал переоснащение флота. Он не только вводил в строй новые суда, но и учил турецких пастухов обращаться с морскими канатами и парусами. Новоиспеченный «комутан» (адмирал) установил жесткие правила поведения на кораблях: было запрещено употреблять спиртное и играть в карты и кости на деньги. Особое внимание уделялось оружию, Хайреддин требовал содержать его в чистоте и порядке, в противном случае грозил лишить награбленного богатства. В архивах сохранился портрет Хайреддина: лохматые брови, густая борода, пухлая нижняя губа пренебрежительно выдвинута. Он был среднего роста, и обладал богатырской силой. Слава о бесстрашном пирате распространилась по всему Средиземному морю.


Директор музея дворца Топкапы Ильбер Ортайлы напоминает об одном эпизоде из жизни адмирала Барбароссы:
«В средние века Средиземное море превратилось в поле битвы между Османской Портой и противостоящими ее экспансии европейскими государствами.Христиане один за другим теряли свои укрепления и форпосты. Турция овладела Кипром и Родосом. Командующий христианским флотом генуэзский адмирал Андреа Дориа пытался вызвать Барбароссу на открытый бой.Но всякий раз хитрый комутан уклонялся от сражений. Однажды, в районе Туниса, Барбаросса сбежал с поля боя через пустыню и спрятал свои лучшие галеры. А через 10 месяцев он совершил жестокий налет, разрушил христианский флот и увел в рабство около шести тысяч невольников».


Хайреддин отличался небывалой жестокостью по отношению к «неверным». Он устраивал показательные казни пленных христианских солдат, выставлял на всеобщее обозрение отрубленные головы. Его называли «король моря», он мог диктовать свои условия любому европейскому государю, отвергал предложенные выкупы, отказывался от переговоров.


Пират, герой, мореплаватель, демиург


«Часто имя Хайреддина Барбароссы упоминают в ряду пиратов, - говорит Ильбер Ортайлы. - Европейские историки отмечают его жестокость и тот ужас, который он наводил на весь христианский мир. Однако у мусульман он почитается героем. Думаю, он не был обычным разбойником. Талант военачальника и организатора выдающийся моряк продемонстрировал и как корсар, и как адмирал флота султана. Благодаря ему турецкое государство из маленького княжества превратилось в средиземноморскую державу. Турецкий флот получил власть в Средиземном, Черном, Красном морях, в Персидском заливе и Индийском океане. Изображения и фрески с изображением турецкого флота можно увидеть на стенах многих европейских дворцов: во флорентийском дворце Питти или дворце Дожей в Венеции».


Барбаросса удалился на покой в восьмидесятилетнем возрасте и поселился на берегу Босфора. Награбленные богатства позволили ему стать независимым даже от султана. Он построил над морем роскошный дворец, а поблизости мечеть и мавзолей необычайной красоты и посвятил остаток жизни написанию мемуаров. Пять рукописных книг о приключениях великого пирата выставлены в музее дворца Топкапы и в стамбульской университетской библиотеке.


И до сих пор корабли турецкого флота салютуют, проходя мимо мавзолея знаменитого турецкого флотоводца.