Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Тимашева.
Михаил Саленков: Сегодня вечером будут объявлены победители Московского Международного кинофестиваля. Фестиваль демонстрировал программу ровную и среднюю. Правда, в последний день показали картину Сергея Дворцевого "Тюльпан", а она - во всех смыслах слова - вне конкурса.
Марина Тимашева: По рейтингу Федерации киноклубов России лидирует болгарский фильм "Дзифт", дебют театрального режиссера Явора Гырдева в кино. Возможно, его наградит и жюри - за оригинальное изображение, мастерскую работу съемочной группы над построением кадра, светом изощренным монтажом, за чрезвычайно энергичное зрелище. Вопрос только в том, на какое такое содержание были брошены все эти усилия. Банальная детективная история - грабеж, один из участников берет на себя вину и садится в тюрьму, а украденное исчезает. Кто же из подельников обманул других? Текст нашпигован тюремными афоризмами, но претензия - на серьезную философию. И знаете, что получаем на выходе? Незатейливую мораль: "Человек это моль, а жизнь его - траектория ее полета". Стоило ли ради этого городить столь сложный изобразительный огород?
В иранском фильме никакого монтажа аттракционов нет, называется он "Проще простого", снят в стилистике повествовательно-психологической. Один день из жизни домохозяйки. История, однако, осмысленная: женщина все время обслуживает других, заботится о них, в них растворяется. И в какой-то момент ей начинает казаться, что собственной жизни у нее нет. Снято медленно, слов мало, камера следит за лицом женщины, выражением ее глаз, реакцией на всякие подробности жизни. Очень точна и хороша актриса Хенгамех Гажиани.
Последняя лента конкурсной программы - "Дни и облака", итальянского режиссера Сильвио Сольдини. Муж, прежде преуспевающий менеджер, уволен из компании. Продана яхта, роскошную квартиру приходится менять на какую-то конуру. Режиссер исследует, что сделают обстоятельства с героем фильма и его женой, что станет с их прежде безоблачными отношениями. В итальянской и иранской картине нет ничего, во что нельзя поверить. Это добротное кино.
Если же говорить о кино, в котором неразрывны форма и содержание, в котором есть простая история и глубокий смысл, в котором проза и поэзия неразделимы, то тут следует назвать фильм "Тюльпан". Он - из внеконкурсной программы, лауреат Каннского "Особого взгляда", дебют в игровом кино превосходного режиссера-документалиста Сергея Дворцевого.
Сергей Дворцевой: Все эти ситуации, которые там есть, они не сделаны ради того, чтобы просто давай-ка сейчас покажем некую экзотическую жизнь, и всем это будет интересно смотреть. Про что эта картина? Что счастье, о котором мечтает главный герой, как любой нормальный человек, то, что с тобой происходит каждый день, каждую секунду. Как Чехов говорил, человек с молоточком должен стоять за дверью и стучать, что ты счастлив. Не забывай, ты живешь – и ты счастлив. Я сам получаю огромное удовольствие от этого, от того, что я вижу каждую секунду этой жизни. И вот документальных метод съемки дал возможность раскрыть посредством кино вот это ощущение ценности каждой секунды, каждой частицы жизни.
Марина Тимашева: Действие фильма происходит в казахской степи, там же, где Сергей Дворцевой снимал когда-то документальный фильм "Счастье". Счастьем можно назвать и его новую художественную картину "Тюльпан". Счастьем для людей, которые любят настоящее кино.