«Восток Европы»: тонкое дело интеграции

В прошлом году саммит ГУАМ прошел в Баку. Политологи считают, что , среди прочего, государства-участники организации ищут в этом объединении защиты от возможного давления со стороны России

В столице Аджарии (Грузия) Батуми сегодня начался саммит стран организации ГУАМ, который проходит под лозунгом «Интегрируя восток Европы». Это объединение появилось 11 лет назад, а в 2006 году приобрело статус международной региональной организации.


С тех пор, как два года назад штаб-квартира ГУАМ получила киевскую прописку, региональная организация стала превращаться в политическую, и среди ее задач начали все чаще называть совместное продвижение по пути евроинтеграции. Хотя первоначально объединение создавалось для решения исключительно экономических задач, напоминает президент украинского Центра рыночных реформ Владимир Лановой: «Страны, которые расположились между двумя такими мощными государственными образованиями, как Россия и Европейский союз, не сидели за большим столом, им захотелось построить немножко такой средний стол, за которым бы они тоже сидели и тоже могли что-то обсуждать и вырабатывать общую позицию. Началось это все с экономических интересов, с путепровода энергетического от источников Средней Азии и Кавказа к потребителям через эти страны. Поэтому ГУАМ оказалась живой и жизнеспособной организацией. Потом возникли и другие цели, такие как защита своих интересов на других рынках, в других политических структурах. Поэтому постепенно начала вырабатываться идея общего демократического пространства на востоке Европы, куда подключились так же и Польша, и Прибалтика».


Один из главных интересов в ГУАМ для Украины - азербайджанская нефть, которая могла бы транспортироваться через ее территорию и дальше в Польшу по нефтепроводу Одесса-Броды-Гданьск, объясняет Владимир Лановой: «Задумывалось все это как некоторая романтическая мечта, потому что не было сначала ни капиталовложений для дополнительной добычи энергетических ресурсов, ни капиталовложений для транспортной системы и еще не было согласия покупателей с рынками сбыта. Только сейчас идет доработка этих условий, в том числе уточнение разных пропускных параметров. Нереальность первого этапа привела к тому, что затянулись сроки реализации общего проекта, но он жизнеспособен».


Этот проект призван сократить энергетическую зависимость от России. В том числе и по этой причине деятельность ГУАМ вызывает раздражение Москвы, считает Владимир Лановой: «Проект ослабляет доминирование России в Восточной и Центральной Европе. Выработка таких новых экономических структур дает основу для того, чтобы государства имели собственное мнение по тем или другим политическим вопросам. Обратите внимание, что входит в ГУАМ и Молдова, которая не является вроде бы участником транспортной системы, но, тем не менее, она хочет иметь какое-то подтверждение своего суверенитета через политические межгосударственные образования».


На предыдущем саммите «Организации за демократию и экономическое развитие» лидеры четверки договорились о создании общего миротворческого контингента. Его военные могли бы заменить российских миротворцев в зоне конфликтов на территории Содружества Независимых Государств. Реализация такой инициативы украинского президента Виктора Ющенко, безусловно, повысила бы авторитет ГУАМ, однако получение соответствующего мандата Совета безопасности ООН или ОБСЕ блокируется Россией.


«Позиция России - негативная по отношению к новому миротворческому контингенту, потому что это не столько даже ослабляет политическое влияние России, сколько является морально неприятным, потому что другие страны становятся равными во взглядах и в поведении на международной арене. Поэтому Россия против этого, а ее аргументация в своей позиции сегодня весома в связи с сильной позицией на энергетическом фронте», - поясняет Владимир Лановой.