Ирина Лагунина: Одна из книжных новинок, уже бурно обсуждаемая в Интернете, - вышедшее недавно в Киеве сочинение украинского писателя Сергея Плачинды «Лебедия» (Как и когда возникла Украина), которую читатели оценили как своеобразную антологию «новой украинской исторической мифологии». О содержании и особенностях нового национального мифа – материал моего коллеги Владимира Тольца.
Владимир Тольц: Вообще-то «Лебедия» - не такая уж новинка. Первое ее издание, ограниченным, правда, тиражом (с нынешними - в Киеве и Иваново-Франковске – не сравнить!) вышло еще 11 лет назад. А до этого автор – Сергей Петрович Плачинда – уже прославил себя созданием «Словника древнеукраинской мифологии», который поведал читателям, в частности, что креститель Руси - апостол Андрей был родом из «брегов, или оберегов, - древнего и многочисленного украинского племени, которое еще в XVI в. до Р. Х. переселилось с Роси и Днепра в Северную Италию и Палестину”. А амазонки - воинственная община древнеукраинских женщин ІІІ-І тысячелетия до н. э.” А изображение древнеукраинского казака с “оселедцем” (на темени) и длинной косой, спадающей на плечо можно найти в гробнице египетского фараона XIV в. до н. э., и это подтверждает древность украинского казачества и происхождение названия “казак” от слова “коса”. Ну, и т.д. Новое издание «Лебедии» существенно пополняет список откровений такого рода. Ну, вот, к примеру:
Гомер. (…) родился, умер и похоронен на территории Украины. Очевидно Гомер был украинцем, а писал на древнегреческом подобно тому, как великий украинец Гоголь писал на русском
Дарий I проводя денежную реформу назвал золотую монету «дариком», словом, корень и суффикс которой – украинские
античный историк Лисий (на самом деле «Лысый») – украинец по происхождению
санскрит – современный украинский язык
«… вот что несли в мир древнеукраинские племена с Днепра и Десны, с Карпат и Галиции: клинопись, которую со временем позаимствовали у сумерианов-орианов ассирийцы, вавилоняне, хуриты, урартцы, хетты, персы и пр
Владимир Тольц: Тут стоит перевести дух и пояснить, что «сумериане» - это шумеры, а «ориане» - жители «Ораты» или «Аратты». А теперь послушайте то, что уже взволновало многих читателей «Лебедии»:
Оратта – весна цивилизации… наша гордость и наша слава. И мы ее никому не отдадим. (…)Оратта – золотой век Украины. Такого века на Украине к сожалению не будет… Оратта – мирная страна. Мир и благодать на этой благословенной земле длился 4500 лет…
(…)Именно тут, на Черкащине, дошумерская Аратта достигла своего наивысшего развития
Важнейшим признаком влияния на широкие массы Оратты были периодические самосожжения волхвов, которые сжигали себя во имя «спасения своего народа»… таких людей называли «Спасителями». Последним из них был Иисус Христос, который повторил подвиг своих далеких родственников – духовных отцов Оратты
Владимир Тольц: Ну, попытки приписать Иисусу «новую этническую идентификацию» не новы: его уже объявляли и русским, и негром, и арием… Не новы и попытки «удлилить национальную историю в прошлое и превратить ее в источник всемирного прошлого. Читаем в «Лебедии»: Галлию основали выходцы из Галичины, а этрусски – украинцы. Вам это ничего не напоминает? – Ведь и скончавшийся в Италии Петр Орешкин, и здравствующий в Москве Валерий Чудинов и десятки других мифотворцев и мифопоклонников сколько раз уже твердили миру, что «этруски – это русские», что Русь существует «десятки тысяч лет» (сравните в «Лебедии» - «нашей нации 20 тысяч лет» и за это время украинцы успели все – изобрести колесо, приручить лошадь, основать Венецию и т.д.).
В общем, как написал один из читателей «Лебедии», «Родина слонов сменила месторасположение. Теперь это Украина» Это так? – спрашиваю я у автора обсуждаемого сочинения, сотрудника Института Украиноведения, писателя Сергея Плачинды.
Сергей Плачинда: Нет, родина мамонтов. Мне один лесничий давно, он, к сожалению, умер, Иван Иванович Литвинчук, потомственный лесовод, он рассказал, как охотились на мамонтов. Конечно, это из поколения в поколение передавалось. Это храбрые были люди – охотники за мамонтами. Это родина мамонтов. Но они вымерли во время 4 века, когда началось тепло, а они холодолюбивые. Они ушли в Сибирь, за ними ушли охотники самые отважные, самые заядлые. Родина мамонтов.
Владимир Тольц: Итак, в отличие от «России – родины слонов» Украина, от которой, по мнению Сергея Плачинды, произошло почти все на земле – от клинописи до английского языка – Украина – «родина мамонтов». Сергей Петрович, Вы утверждаете, что Украина – древнейшее на земле государство?
Сергей Плачинда: Не только я. Академик Шилов не может назвать более древнего. Я только оставляю право гипотетическое. Возможно, не древнее, возможно, ацтеки - очень большая цивилизация, она уничтожена испанскими конкистадорами. Майя, инки – можно эти народы Америки, индианские племена. А так Египет. Я не могу назвать вам государство. Потому что государство, если я называю, то это территория и власть. Вот этих особенностей нигде нет.
Владимир Тольц: Сергей Плачинда. Автор «Лебедии» - новой версии украинского исторического мифа, которая, по мнению Сергея Петровича, должна наполнить гордостью сердце каждого украинца. Ваше наполняет? – спрашиваю я у профессора доктора исторических наук из Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины Юрия Шаповала.
Юрий Шаповал: Я понимаю вашу иронию какую-то. Вы должны представлять просто, как мне кажется, одну вещь. То, что делает Сергей Петрович и то, что делают люди, которые пишут о пути ариев и еще каких-то вещах, - это достаточно узкий круг людей, которые в общем-то не влияют ни на жизнь общества, слава богу, ни на какую-то идеологию современной Украины. Возможно, чье-то сердце наполнится гордостью, я не знаю. Ну на здоровье. На каждый товар свой купец и на каждого писателя свой читатель.
Владимир Тольц: А вот про «товар»: между прочим, «Лебедия» выходит второй раз и допечатывается массовым тиражом, превышающим. Не в обиду будет сказано ее академическим критикам, тиражи многих их сочинений, вместе взятые! В чем тут дело?
Юрий Шаповал: Я вам отвечу, как историк профессиональный. Дело в том, что это литература из разряда, где все сразу и до конца понятно. Это читать приятно, легко. Не знаю, насколько приятно, но легко. Там все ясно. И подпитывает какое-то чувство, я бы сказал, самодостаточности на фоне других народов, скажем так. Такая категория читателей есть. Но я остаюсь оптимистом, я сказал совершенно серьезно и ответственно, что все-таки это литература, да, она существует, но она не влияет, слава тебе, господи, на ключевые настроения нашего общества.
Владимир Тольц: Но она ведь их отражает! Известно, что историческая мегаломания, бурное развитие национальных исторических мифов – не равномерный процесс, он вспыхивает и расцветает в определенные периоды национальной истории. Сошлюсь на давнего критика Сергея Плачинды Алексея Юдина: он приводил пример и из голландской истории в 17 веке Гропиус Бекан «вычислил», что голландский язык был древнейшим языком на земле, а рай находился в Голландки; и из германской – рассуждения Вольтмана о якобы “ведущей роли в романских культурах людей антропологически германского типа” (это 20 век уже); о русских примерах я уже упоминал. Мой вопрос Юрию Івановичу Шаповалу: Почему миф “Лебедии” явно популярен в Украине именно сейчас?
Юрий Шаповал: Действительно, мы переживаем аткой период. Он никак, прости, господи, не закончится здесь в Украине. Хотя я так надеялся, что это все завершится, хотя бы после 17 лет независимости. Но его все время подпитывают с разных сторон. Во время событий 2004 года, например, нынешний наш президент Виктор Андреевич Ющенко, за которого я лично голосовал и не стеснюсь этого, был на майдане, считаю, что это были важные события, он тогда изрек замечательную фразу о том, что в каждом кургане скифском лежат борцы за независимость Украины. Куда дальше ехать? То есть это как-то отражает, это мифотворчество, эта болезнь своего рода или детская болезнь, как выражался один классик, вот этого процесса государственного становления, который никак в Украине не может закончиться. Мы все никак не можем найти не то, что консенсус в обществе в отношении каких-то важных исторических событий, то, что объединило бы наше общество, но мы не можем найти свои корни, благодаря таким профанациям. Я уважаю Сергея Петровича как человека, но все-таки считаю, что это литература шаманского свойства, шаманские трактовки Трипольской культуры и всего на свете, о чем вы, наверное, больше прочитали и знаете. Это все болезнь этого периода. И беда не в том, что это есть, я думаю, это есть во всех городах и весях и странах, такого рода категория. Беда просто в том, что как бы никто на солидном уровне не дискутирует эти вопросы и не говорит, что это все недостойно серьезного внимания.
Владимир Тольц: Украинский историк Юрий Шаповал о причинах популярности нового исторического мифа Украины, создаваемого его коллегой писателем Сергеем Плачиндой.