Памяти Нонны Мордюковой

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марина Тимашева.



Кирилл Кобрин: В Москве на 83-м году жизни скончалась актриса Нонна Мордюкова. Мордюкова снялась более чем в 60 кинолентах. Среди самых известных ее работ роли в фильмах "Молодая гвардия", "Председатель", "Простая история", "Комиссар", "Добровольцы", "Родня". Нонна Мордюкова лауреат ряда премий, награждена Орденом за заслуги перед Отечеством за большой вклад в развитие киноискусства.



Марина Тимашева: Нонну Викторовну Мордюкову похоронят в среду на Кунцевском кладбище. Прощания в Доме кино не будет - она его не хотела. Что ж, будем прощаться словами. Говорит кинорежиссер Геннадий Полока.



Геннадий Полока: Я считаю, что весь отечественный кинематограф после войны был освящен именем этой актрисы. Это было явление уникальное и, конечно, неповторимое. Когда говорят, что Нонна Викторовна играла простую русскую женщину, это не совсем так. Я поражался всегда разнообразием яркости ее таланта. Ей были подвластны все жанры, какие существуют. Она блистательно играла в комедиях, вспомните "Женитьбу Бальзаминова", она прекрасно играла юных героинь, скажем, если вспомнить "Молодую гвардию". Блистательная характерная актриса. Блистательная. Вспомнить "Родню" Михалкова. "Простая история" - женщина, лидер, руководитель. "Бриллиантовая рука" - это просто почти клоунада, понимаете, но вместе с тем настолько убедительная и правдоподобная, что диву даешься.


Для меня лучшей ролью являлась "Чужая родня", где она играла, казалось бы, тихую такую женщину. Это ей не свойственно, она сама человек яркий. Ну и "Комиссар". "Комиссар" освещен просто историей самой картины. Эту картину так ждали. Когда картина вышла, то, прежде всего, несмотря на то, что там играл Ролан Быков и режиссер очень талантливый Аскольдов, все-таки наибольший шок такой зрительский мы испытали, когда увидели в этой роли Мордюкову.


Казалось бы, была прожита большая жизнь, но сыграно было мало... Мало... У ее коллег не хватало щедрости и смелости, чтобы приглашать такую потрясающую актрису.



Марина Тимашева: Геннадий Иванович Полока говорит о Нонне Викторовне Мордюковой, как о явлении, а киновед Валерий Кичин, как о стихии.



Валерий Кичин: С кем бы я ни поговорил о Мордюковой, всем приходит на ум главное и наиболее точное слово - стихия. Она действительно дитя самой природы, она сама природа. Природа в смысле горы, море, вулкан, что-то вот такое непредсказуемое и очень грозное. У меня всегда было ощущение, что в таких людях, в таких актрисах, которых вообще-то наперечет, какие-то потаенные силы земли вырывались через них наружу, подобно тому, как земля исторгает магму через жерла вулканов. Что-то вот такое. Являет собой зрелище, в результате пугающее, восхищающее, величественное и совершенно непредсказуемое. И вот сейчас штиль. Мордюкова ушла. Но с каждым лучом проектора, который коснется киноэкрана, где будут показывать ее фильмы, она снова превратится в этот шторм, в этот смерч, рождая совершенно фантастический образ, который был, пожалуй, никому так неподвластен, как ей. Это образ России, это образ русской женщины, некрасовского совершенно свойства. Ее никогда не звали играть что-то иностранное, ее, конечно, очень трудно было бы представить с каким-нибудь французским багетом под мышкой. И тоже это потеря, кстати, потому что, я думаю, что жалко, никому не пришло в голову позвать Нонну Викторовну Мордюкову сыграть что-нибудь эдакое. Наверное, было бы что-то фантастичное. Вспомните, как она играла в фильме Воинова "Женитьба Бальзаминова", купчиха Белотелова. Перегретый чайник, который клокочет от утробной страсти, рвущейся наружу. Это что-то было непревзойденное, что-то совершенно, опять же, космического масштаба явление.



Марина Тимашева: Передам слово режиссеру Александру Зельдовичу.



Александр Зельдович: Для меня она была, как и для всех, великой русской актрисой и великой русской женщиной. В ней было то, за что можно и нужно любить русское кино и русскую актерскую школу. В ней была та генетика, еще не истраченная, не изувеченная 20-м веком, видимо, идущая откуда-то из 19-го, обладала редким и цельным типом, сейчас, к сожалению, уже практически исчезнувшим. Она, что называется, была народным типом, она играла народных героинь. При этом она была абсолютным выражением аристократизма. У Мордюковой никакого пошлого или безвкусного жеста, ничего тривиального к ней не могло пристать.



Марьяна Торочешникова: Нонна Мордюкова была естественна на экране, надежна в жизни. У нее был мужской прямой характер и женская нежная душа. Она была как сама Мать-Земля, припав к которой, люди становятся сильнее.