Банкроты-отравители: подмосковные предприятия втихаря избавляются от токсичных отходов

Опасность подстерегает человека на любой свалке, даже трижды санкционированной

Как сообщила пресс-служба управления МЧС России по Московской области, в свалке, обнаруженной в лесополосе около поселка Бережки в Подольском районе, оказалось 33 вида химикатов. Специалисты Роспотребнадзора и химической лаборатории управления «Мособлпожспас» обследовали находку и предложили способ утилизации. И хотя перечень химикатов звучит устрашающе, эксперты предполагают, что в основном эти вещества будут нейтрализованы в ходе химической реакции, их отправка на спецполигон не потребуется.


По мнению президента Гильдии экологов Николая Пальгунова, перечень химикатов позволяет предположить, что «кто-то купил территорию бывшего предприятия, на ней лежали старые реактивы, которые использовались для производства, эти реактивы новому владельцу стали не нужны, их погрузили в машину да выкинули».


Аналогичные версии высказывает специалист «Фирмы экстренного реагирования ХРЛ (Химико-радиоактивной лаборатории)» Андрей Тегенев: «Химически опасных веществ на предприятиях старой технологии очень много, и вопрос по их утилизации, в общем-то, основательно не решается. Хотя существуют нормы, правила, законы». Добавим к этому, что существуют еще и многочисленные надзорные службы.


Президент Гильдии экологов Николай Пальгунов объясняет, кто будет заниматься расследованием происшествия: экологическая милиция, департамент природопользования Московской области, природоохранная прокуратура, министерство природных ресурсов, которому теперь подчинен Ростехнадзор. Кроме того, считает Николай Пальгунов, необходимо решить вопрос с безопасным захоронением токсичных отходов, а это стоит немалых денег. «Для того чтобы захоронить отходы, нужно предварительно обустроить полигон. Там нужно сделать специальные мембраны, для того чтобы исключить попадание токсичных отходов в грунтовые воды».


По мнению Николая Пальгунова, который является также директором Государственного природоохранного центра, обанкротившиеся или прекратившие деятельность предприятия, которые использовали в производственной деятельности химические вещества, стали настоящей угрозой экологической безопасности в российских регионах. «Если предприятие функционирует, - говорит он, - у него есть паспорт отходов, и в паспорте отходов все зафиксировано. А если предприятие не функционирует, то у него ничего нет. А эта бесхозность очень опасна».


«У старых, близких к банкротству предприятий, которые одной ногой, что называется, стоят в могиле, - продолжает эту мысль Андрей Тегенев, - на складах залежи этих веществ, зачастую просроченных. Они хранятся уже с нарушением норм и правил, в поврежденных упаковках, но у предприятий нет средств для того, чтобы это утилизировать в установленном порядке. Многие вынуждены просто так, тихонько избавляться от токсичных запасов. Помимо этого, когда сменяется кадровый состав на подобных предприятиях, и зачастую люди, пришедшие вновь на работу, не знают, что там в наличии за вещество, что с ним делать, документы теряются. В результате вдруг на складе обнаруживаются непонятные вещи, о которых никто не знает. Для того чтобы пригласить специалиста, произвести оценку, обследование, нужны деньги. Потом нужны деньги и для того, чтобы утилизировать все это хозяйство».


Как правило, первыми обнаруживают несанкционированные свалки жители окрестных населенных пунктов. Однако опасность для окружающей среды представляют не только химические, но и бытовые отходы. «Несанкционированные свалки ТБО загрязняют все Подмосковье и соседние регионы. Здесь не решена, с моей точки зрения, проблема муниципального сбора ТБО. Если в Москве и других крупных городах это решено, то в поселениях вообще ничего не делается. Загадили так, что туда просто не войти. Хотя решить это все элементарно: собирай деньги да утилизируй».


Для того чтобы химикаты не вываливали в лесах, специалисты предлагают обратить внимание на предприятия в период смены собственника и проследить за тем, как предприятия-банкроты распоряжаются своими химикатами.