Битва проектов. Олимпийский спорт в эпоху глобализации

Извечный вопрос Олимпийских игр: какая система выстрелит точнее?

Размышления о глобализации – любимое занятие политологов. Многие из них утверждают, что перспективы мирового развития в ХХI веке определяются вовсе не конкуренцией сильнейших государств и мощью капитала. По их теории, главными игроками нынче становятся транснациональные проекты, меняющие мир.

Политологи обсуждают ход реализации либерального проекта, объединяющего интересы и усилия США и Евросоюза. Китай же, несмотря на печальный опыт СССР, продолжает реализацию социалистического проекта. Предполагают, что глобальные эффекты этого проекта значительно усилятся в случае кооперации экономической и финансовой деятельности Китая и Индии. Также налицо попытки создать проект Нового Халифата, призванного объединить силы исламского мира, создав, кроме всего прочего, глобальную сеть взаимодействия и поддержки мигрантов.


Создаст ли новая Россия свой проект, или будет встраиваться в иные проектные структуры, уже происходящие процессы, неизвестно. Не станем обсуждать доводы политологов. Ясно одно – процессы глобализации необратимы. И так же очевидно, что в новых условиях будут особым образом оцениваться достижения и целевые установки олимпизма.


Примеры «проектной» деятельности можно найти в прошлом. До развала СССР кооперировались системы олимпийской подготовки стран социалистического содружества. Суммируя число олимпийских медалей, завоеванных командами соцстран, ангажированные аналитики легко приходили к нужным выводам и обобщениям.


Такую же методику подведения итогов использовал глава Еврокомиссии Романо Проди. После Олимпиады в Афинах он заявил: «На Играх победил Евросоюз». Свой вывод Проди подтвердил фактами. На счету американцев 35 золотых наград, у Китая - 32, у России – 27. А страны Евросоюза завоевали 82 медали высшего достоинства.


Затем Романо Проди предложил более убедительно презентовать спортивные успехи европейского проекта. По его мнению, целесообразно, чтобы на Олимпиаде 2008 года в Пекине атлеты из стран ЕС несли вместе с национальными флагами и знамя Евросоюза. Состоится ли такой политический «пассаж» на олимпийском параде в Пекине, неизвестно. Но, как говорится, «слова стреляют». В мае резидент России Дмитрий Медведев в Пекине во время переговоров с главой КНР Ху Цзиньтао коснулся перспектив предстоящих Олимпийских игр. И улыбнулся: «Мы вместе победим!»


Каков же проектный аспект Игр в Китае? В числе фаворитов по-прежнему команда социалистического проекта. Не удивительно. Страны государственного тоталитаризма щедро финансируют многолетнюю олимпийскую подготовку. Здесь используются организационные «пирамиды» спорта. Государственный бюджет обеспечивает всю олимпийскую инфраструктуру: центры подготовки сборных команд, школы олимпийского резерва, институты физической культуры, научно-исследовательские центры и лаборатории. На этом основании базируются претензии социалистической организации спорта в Китае, Белоруссии и на Кубе.


А в чем преимущества «либеральной» организации олимпийского спорта? Член Международного олимпийского комитета, ветеран парусного спорта, канадец Пол Хендерсон замечает: «Сегодня благодаря институту спонсорства и телевидению в Олимпийских играх может принять участие каждый спортсмен, добившийся высоких результатов. Без коммерческой поддержки ни Олимпиада, ни в целом спорт просто не выжили бы».


Здесь действует другой принцип – ориентация на инициативу и единство усилий спортсмена, тренера и менеджер, умение использовать интересы бизнеса и поддержку спонсорских программ, в том числе и программ международного олимпийского комитета. Подсчитано, что в большинстве видов спорта на обеспечение четырехлетнего цикла подготовки олимпийского чемпиона требуется около миллиона долларов. Речь идет о реализации серьезных бизнес-проектов. Риски немалые, но есть и существенные преимущества: самостоятельность принятия решений, свобода от произвола спортивных чиновников и установок партийных идеологов.


В Пекине будет представлен и третий тип организации олимпийской подготовки. Это системы-гибриды, возникшие после развала социалистических пирамид: российские, украинские, казахстанские. Здесь к организационным остаткам партийного руководства спортом волевым образом пристраиваются спонсорские и коммерческие механизмы. Сатирик Лоуренс Питер заметил: «Когда рушится фундамент пирамиды, ее верхушка может сохраниться на месте; для этого нужны только деньги». Известно, что регулировать денежные потоки – любимое дело чиновников.