Марина Тимашева: Конкурс «Перспективы» ММКФ обычно представляет экспериментальные работы, которые развивают язык кино, являются дебютными и ориентированы на молодую аудиторию. В этом году победил фильм мексиканского режиссера Рене Виллареаля «Кумбия нас связала». Рассказывает Елена Фанайлова.
Елена Фанайлова: Многие критики с разочарованием восприняли решение жюри конкурса «Перспективы»: фильм «Кумбия нас связала» совсем не эксперимент, скорее, он повторяет все находки музыкального кино двадцатого века. Фильм представляет собою большой клип, где под музыку в стиле «кумбия», исполняемую местным популярным ансамблем, танцуют, влюбляются, ссорятся, мирятся и взрослеют трое молодых людей, два парня и девушка, которые обыденную жизнь превращают в карнавал.
Решение жюри, если исходить из слов его председателя, венгерского режиссера Яноша Саса, оказалось вполне логично. В начале фестиваля я спросила его, по каким критериям он собирается выбирать лучший фильм.
Янош Сас: Я не думаю, что критерий – это правильное слово. Мы, члены жюри, не знаем друг друга. Мы будем сидеть вместе, и смотреть фильмы, и мы любим кино, оно нам нравится. Это критерий. Сами фильмы. Не мы, не наши пристрастия. То, что я президент жюри, ничего не значит. Нас трое, и мы будем судить вместе. Для меня лично неважно, молодой человек снимал или взрослый, авангардное это кино или нет. Важно, что за история, какая страсть делать историю двигала режиссером. Все фильмы разные. Судить и выбирать по жанру – думаю, это глупо. Я верю в кино, которое напрямую обращается к зрителем, и естественно, это и нас троих касается.
Елена Фанайлова: Безусловно, фильм Рене Виллареаля «Кумбия нас связала» обращен к зрителю. Такого мнения придерживается и заместитель директора Музея кино Максим Павлов.
Максим Павлов: Это кино, на которым ты сидишь в зале и не скучаешь. Вот этот фильм рождает эмоции радости. Несмотря на всю, может быть, не самую светлую жизнь того района, который представляет этот фильм, он предает какое-то такое солнце, Мехико. При всем том, что в фильме почти ничего не говорится, поется одна и та же песня, немножко с разными словами. Действительно, в этой однообразной песенке, в городском фольклоре заключена вся, с одной стороны, очень парадоксальная, с другой стороны, очень обыденная ситуация, хотя, может быть, кому-то покажется, что там слишком откровенные и длинные сцены сексуального характера, но, опять-таки, все зависит от того, ради чего это делается.
Елена Фанайлова: В конце концов, там побеждает любовь и творчество. Там все люди, участники этого любовного треугольника, они же все становится лучше, в результате.
Елена Фанайлова: Второй фильм этого конкурса, отмеченный призом российской критики, называется «Один кадр» и снят датским режиссером Линдой Вендель, действительно без монтажных склеек. Трое героев в одном доме, двадцатилетняя дочь женщины-хиппи наконец-то узнает, что постоянный любовник ее матери, которого она презирает, и есть ее отец. Фильм весьма критичен по отношению к образу жизни стареющих безответственных бывших «детей цветов» и прекрасно выстроен драматургически. Говорит режиссер Линда Вендель.
Линда Вендель: До того, как я стала режиссером, я писала стихи, я была известна как поэт, я издала два сборника стихов. И сама эта история тоже существует в виде стихотворения. Для меня и музыка, и литература имеют огромное значение. Литература - я уже сказала почему, а музыка, потому что, когда я нахожусь в процессе создания самого кино, я очень внимательно и подробно слушаю музыку, с утра до вечера. Особенно на завершающей стадии. А что касается живописи, то до того, как я начинаю работу над картиной или с первым приближением к работе над картиной я очень много времени провожу в музеях.
Елена Фанайлова: В программе «Перспективы» был еще один фильм, который мог бы заслужить приз критики за новаторство. Он назывался «Что я сделал не так?» и снят тайваньским режиссером Но Чен-Зером, это версия феллиниевской ленты «Восемь с половиной», но сделанная документальными приемами: роли главных героев исполняют сам режиссер, его жена и друзья. Главное – он сделан очень искренне, эмоционально, чего не скажешь о китайской ленте «Парк Шанхай», которая вроде бы тоже основана на псевдодокументе: герои – бывшие одноклассники, через несколько лет после выпуска проводят друг с другом один день. Минималистская красота картинки, напоминающая модную международную журнальную фотографию, сочетается с драматургическим минимализмом, но это делает фильм просто скучным, как и столь же визуально красивую работу англичанки Джоанны Хогг «Чужая». История сорокалетней женщины в кризисе вроде бы имеет потенциал бергмановской глубины, но рассыпается из-за отсутствия характеров и мотиваций. Фильм, которым конкурс «Перспективы» открывался, «Под снегом», составляет исключение.Любовь к минимальному дизайну кадра и осторожной операторской работе двух тридцатилетних режиссеров-испанок, одна из которых живет в Лос-Анджелесе, а вторая в Барселоне, совершенно не исключает для них живо, убедительно и эмоционально рассказанной истории о четверых работниках упаковочной фабрики, которые нарушают рутину и делают повседневность увлекательной игрой. Это отношение к жизни роднит ленту с фильмом-победителем «Перспектив» «Кумбия нас связала». Основа ленты – автобиографическая. Говорит режиссер фильма Кандела Фигуэйра
Кандела Фигуэйра: Да, безусловно, идея фильма появилась из моего личного опыта. Я сама работала на такой фабрике довольно долго. Работать мне там не нравилось, вставать приходилось рано, там было холодно, но, тем не менее, я нашла свое счастье на этой фабрике.
Елена Фанайлова: Фильм, который попал в конкурс «Перспективы», хотя по всем характеристикам должен бы оказаться в основном конкурсе, называется «Дом тёмных бабочек». Это вторая работа финского тридцатидвухлетнего режиссера Доме Карукоски, экранизация одноименного романа Лины Ландер, права на который несколько лет назад были выкуплены Голливудом, но затем возвращены в Финляндию. Действие относится к семидесятым годам прошлого века и происходит на острове, где находится воспитательный дом для судимых подростков из неблагополучных семей. Каждый из них в детстве пережил настоящую трагедию, но и настоящее оказывается смертельно опасным. Это лента с твердой режиссурой. Говорит заместитель директора Музея кино Максим Павлов.
Максим Павлов: Он снят в традициях большого европейского кино, постановочного, по очень крепкому литературному сценарию. Мы, к сожалению, полностью отказались от фильмов, сделанных в традиции фильмов-воспитания. Как был роман-воспитание. Кино, которое говорит об очень сложных путях обретения нравственности в современных условиях и, мне кажется, что финский кинематограф сохраняет эту очень важную составляющую общеевропейской, общемировой кинокультуры. В этом смысле, он по хорошему наследует Бергману, Триеру, то есть тому, что мы традиционно связываем со скандинавским регионом. Мне кажется, нужно отметить операторскую работу и, особенно, съемки ландшафта, когда ландшафт - нечто большее, чем просто естественная декорация. Когда через ландшафт говорится то, что есть суть языка кино. И потрясающий, конечно, отбор актеров. Катя Оутинен - просто великолепная актриса. Здесь у нее небольшая роль, но, тем не менее, потрясающая. Все мальчики, я не знаю, кто-то из них профессиональный актер, а кто - нет, но лицо каждого значительно. И, по-моему, это и есть кино, потому что кино это не говорение, кино это не монтаж ради монтажа. И мне кажется, что еще одно достоинство этого фильма - то, что его может смотреть любой зритель, и очень жалко, что таких фильмов практически нет в нашем прокате.
Елена Фанайлова: Россия на конкурсе «Перспективы» была представлена двумя неигровыми работами. Это «Рассвет/Закат», рассказ об одном дне далай-ламы глазами известного режиссера и продюсера Виталия Манского, и «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера» - о конфликте великого режиссера и великого оператора, сделанная Игорем Майбородой на основе архивных свидетельств. Зрелище более чем поучительное для всех, кто интересуется историей отечественного кино.
Марина Тимашева: Елена Фанайлова честно посмотрела все фильмы конкурса «Перспективы» И, кажется, в нем было больше интересного, чем в основном смотре ММКФ. Остается вопрос: почему бы не объединить два эти смотра в один?