Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Александр Гостев.
Кирилл Кобрин: Британский Форин-офис подтвердил сегодня, что один из сотрудников посольства Великобритании в Москве, руководитель Агентства по инвестициям и торговле Кристофер Бауэрс, подозревается российскими властями в шпионаже.
Западные СМИ подчеркивают, что это обвинение стало последним событием в цепи многих подобных, свидетельствующих о новом всплеске противостояния Лондона и Москвы.
Александр Гостев: Министерство иностранных дел Великобритании утверждает, что дипломат Кристофер Бауэрс в Москве занимается деятельностью, связанной с официальной поддержкой британских компаний на международном рынке, в частности в России. Ранее информационные агентства, сославшись на неназваные источники в российских спецслужбах, сообщили, что Бауэрс, бывший репортер ВВС в Центральной Азии, предположительно, является высокопоставленным сотрудником британской секретной службы и его деятельность «вызывает вопросы». В частности, подозрения российской контрразведки вызвали встречи британца с правозащитниками с Северного Кавказа и с опять-таки неназванными активистами российской радикальной оппозиции. Официальные представители ФСБ пока от комментариев уклоняются.
Аналитики, как российские, так и многие западные, рассуждают о том, что обвинения в адрес Бауэрса могут быть как-то связаны с делом нефтяной компании ТНК-ВР, так как Бауэрс просто по своей должности очень много общался с ее руководящими менеджерами-британцами. Конфликт между ними и российскими акционерами ТНК-ВР продолжается, сейчас это дело рассматривает также суд в Лондоне. А еще в марте этого года ФСБ России обвинила одного из российских сотрудников ТНК-ВР в шпионаже в пользу западных компаний.
Накал в отношениях Лондона и Москвы позволяет говорить о том, что Великобритания в ближайшее время явно может стать основным оппонентом России в рамках Европейского Союза, в отличие от Германии, Франции или Италии, слишком зависящих от поставок российского газа. В начале этой недели во время саммита лидеров стран «большой восьмерки» в Японии британский премьер-министр Гордон Браун впервые лично встретился с российским президентом Дмитрием Медведевым, где и рассказал о накопившихся претензиях.
Помимо дела ТНК-ВР и закрытия в России двух офисов Британского совета, озабоченность Великобритании в первую очередь вызывает незавершенное расследование смерти бывшего офицера российских спецслужб Александра Литвиненко. Гордон Браун подчеркнул, что расследование будет обязательно продолжено. Практически в это же время программа ВВС "Ньюснайт" выдала эфир интервью с неизвестным сотрудником британской контрразведки, который фактически заявил, что убийство Литвиненко было совершено по приказу из Кремля. Британские СМИ постоянно повторяют, со ссылкой на спецслужбы своей страны, что российские шпионы наводнили Великобританию, а Россия для Соединенного Королевства стала представлять третью по степени опасности угрозу, после "Аль-Каиды" и Ирана.
На жалобы Гордона Брауна российский президент Дмитрий Медведев отреагировал холодно - заоблачные цены на углеводородное сырье, поставляемое большинству других ведущих европейских государств, позволяют Кремлю не беспокоиться по поводу конфронтации с Лондоном. Именно такого мнения придерживается аналитик Эдуард Лукаш, бывший редактор международного отдела британского еженедельника «Экономист».
Эдуард Лукаш: Все большие европейские государства стараются сохранить «энергетический мир» с Россией. Франция, Германия и Италия - все они на российской стороне, поскольку во главу угла поставлено топливо. И поэтому мне кажется, что Британия может оказаться в определенной изоляции, и сама сознает это.
Александр Гостев: Тем не менее, добавляет Лукаш, если Лондон пойдет на противостояние с Кремлем, у Гордона Брауна на руках окажутся неплохие козыри - а именно поддержка новых членов Евросоюза, Польши, Чехии и стран Балтии, еще хорошо помнящих время, когда они полностью зависели от СССР, и по этой и другим причинам не слишком желающих дальнейшего сближения ЕС с Москвой. Если Британия сейчас вдруг возглавит понемногу формирующийся «Антироссийский блок» в Европе, к которому может примкнуть и Швеция, однозначно осуждающая Россию в другом конфликте - с Грузией, то такая динамика способна радикально изменить баланс отношений Москвы со всей Европой, продолжает Эдуард Лукаш.
Эдуард Лукаш: Лично меня сейчас больше всего занимает вопрос, решится ли Великобритания сейчас однозначно встать на сторону этого нарождающегося «антикремлевского блока», границы которого пока совпадают с границами Чешской республики, Швеции и Польши.
Александр Гостев: Тем не менее, эксперты единодушно сходятся на том, что в Европейском Союзе сейчас у России очень много союзников, старающихся всячески избежать конфронтации с Москвой, несмотря на конфликт с Грузией, давление российских властей на оппозицию или шпионские скандалы. Майкл Эмерсон, аналитик Центра европейских политических исследований в Брюсселе, уверен, что Евросоюз гораздо более склонен сегодня стараться влиять на Россию с помощью пряника, а не кнута.
Майкл Эмерсон: То, чем сейчас занят Европейский Союз - это поиск легкий путей изменения российской внешней политики. Я уверен, что большинство европейских министров иностранных дел все еще надеется выиграть эту игру с теми картами на руках, что у них имеются, и очень не хотят менять тон разговора на более конфронтационный.
Александр Гостев: Мнение Майкла Эмерсона, аналитика Центра европейских политических исследований в Брюсселе.