Президенты России и Грузии пока договориться не смогут

Многие эксперты полагают, что главной причиной обострения российско-грузинских отношений является следстивем стремления Грузии войти в НАТО

Грузинские власти заявили, что встреча президентов России и Грузии, намеченная на конец июля, не состоится. На этой встрече руководители двух стран намеревались обсудить пути выхода из абхазского и югоосетинского кризисов. Грузия по-прежнему предлагает создать совместную комиссию для обеспечения нормальной подготовки к сочинской Олимпиаде 2014 года. Представители Москвы полагают, что российские специалисты смогут и без иностранной помощи обеспечить подготовку и проведение Олимпиады.


Недавняя встреча президентов Медведева и Саакашвили в Астане подала надежду, как заметили некоторые эксперты, на новый тон в отношениях между лидерами двух стран. Президенты договорились о продолжении диалога в конце нынешнего месяца, однако очередное обострение в конфликтных зонах фактически перечеркнуло это намерение.


8 июля, российские самолеты пролетели над зоной грузино-осетинского конфликта. В Москве этот факт признали, заявив, что полеты проводились для уточнения обстановки в зоне конфликта, где была вероятность вторжения грузинских формирований.


Замминистра иностранных дел Грузии Григорий Вашадзе заявил журналистам, что в нынешних условиях, когда в Грузии полыхает пожар, посол страны отозван из Москвы для консультаций, а российский посол отказывается встречаться с представителями грузинского МИДа, подготовить встречу на высшем уровне не представляется возможным.


Тем не менее, предложение Михаила Саакашвили о создании российско-грузинской комиссии по обеспечению безопасности сочинской Олимпиады остается в силе. Политолог Андраник Мигранян сомневается в том, что в Москве сочтут создание такой комиссии целесообразным: «Мне кажется, что Россия располагает ресурсами для того, чтобы без всякой помощи обеспечить безопасность проведения Олимпиады. Я думаю, что и в Москве будут приветствовать любые позитивные действия со стороны Грузии, но для этого никакие комиссии не нужны. Президент Саакашвили хороший пиарщик. Он понимает, что присутствие Кондолизы Райс и США в Тбилиси, сочинская Олимпиада - это факторы, которые привлекают большое внимание».


Грузинские власти выражают тревогу в связи с концентрацией российских и абхазских войск в районе Кодорского ущелья Абхазии - единственного региона непризнанной республики, где дислоцирован грузинский воинский контингент.


Депутат грузинского парламента, лидер организации грузинских беженцев «Мы сами» Паата Давитая считает, что штурм Кодорского ущелья будет означать начало большой региональной войны: «Идет концентрирование сил в направлении Кодорского ущелья. Не только концентрация сил, но и концентрация спецподразделений, которые имеют большой опыт диверсионных операций. Не дай бог, если такая вещь произойдет, я еще раз говорю, это будет не только война в Абхазии, это будет война на Кавказе».


Президент Саакашвили в Ялте заявил, что готов к диалогу с российскими властями для поиска выхода из опасного противостояния.


Российские наблюдатели, отмечая растущую напряженность между Москвой и Тбилиси, подчеркивают, что военный конфликт между странами маловероятен. Этого мнения придерживается и обозреватель газеты «Время новостей» Иван Сухов: «С грузинской стороны никакого желания открывать боевые действия, на самом деле, нет - вопреки тому, что говорят о Грузии сейчас российские политики. Обе кампании для Грузии были бы чрезвычайно тяжелыми в военном плане, и отодвинули бы на несколько десятилетий решение этих конфликтов в пользу грузинских интересов. И понятно - они бы раскачали политическую ситуацию в самой Грузии. Поэтому с этих трех точек зрения Грузии никакая война сейчас в регионе не нужна.


Что касается осетин, конечно, воевать, в принципе, никто не хочет, но нагнетание обстановки и такие военные приготовления способствуют популярности руководства. В Южной Осетии, в общем, очень сложно с экономикой, и там все время нужно местному руководству объяснять, почему все это происходит так много лет, где материальные приобретения от этого состояния независимости. В Абхазии ситуация очень отличается, в Абхазии курортный сезон, и каждое сообщение об этих военных приготовлениях заставляет отказаться от поездки туда очередную семью российских туристов. Абхазия, в общем, является потерпевшей стороной в данном случае, потому что она несет прямой материальный убыток. Очевидно, что вся эта напряженность, которая развивается и в Южной Осетии, и в Абхазии в последние несколько месяцев, связана со стремлением Грузии войти в НАТО. Видимо, кто-то в Москве рассматривает Южную Осетию и Абхазию, как инструменты, с помощью которых можно давить на Грузию или торговаться с ней по поводу ее вступления или невступления в НАТО. Однако тот способ, каким этот торг и давление оказывается, ничего кроме желания поскорее вступить в НАТО, у Грузии не вызывает. И это точно так же воспринимается и североатлантическими партнерами. Если Евросоюз достаточно сдержанно комментирует все происходящее, то госсекретарь США выразилась во время своего визита в Тбилиси и перед ним достаточно жестко, она фактически обвиняет Россию в эскалации напряженности в зоне конфликта. И судя по тому, что мы можем видеть опять-таки из открытых источников и понимать о происходящем в Абхазии и Южной Осетии, она, в общем, недалека от истины».


«Независимая газета» сообщает о неком секретном докладе, который еще минувшей весной якобы был прочитан на закрытом заседании комитета Госдумы России по безопасности. В докладе сказано о целесообразности объявления Южной Осетии и Абхазии зоной жизненно важных интересов России. Глава комитета парламента Грузии Лаша Жвания заявил, что подобные материалы являются провокацией.