ДС: В августе в джазовом календаре может быть всего лишь одна юбилейная дата. Называется она Попс, Сатчмо ( Satchelmouth ), Гэйтмаус ( Gatemouth ) или Луи Армстронг…
У микрофона Дмитрий Савицкий и «Джаз на Свободе»
- West End Blues
ДС : - West End Blues, Уильямса и Оливэра . Сан - Франциский клуб Hangover, « Похмелье », 16 января 54 года . Оркестр Армстронга All Stars. По сути дела – секстет: сам Сатчмо – труба и вокал… Трамми Янг – тромбон; Барни Бигард – кларнет; Билли Кайл – фортепьяно; Милт Хинтон – контрабас; Кенни Джоунс – ударные.
West End Blues в исполнении Армстронга и пианиста Эрла Хайнза (запись 28 года) считается самой знаменитой и, на всё развитие джаза повлиявшей, импровизацией.
Когда мальчишкой Луи гонял по беднейшему кварталу Нового Орлеана Back of Town , продавая газеты, исследуя помойки, прислушиваясь к музыке, доносившейся из увеселительных заведений, honky tonk , джаз еще не назывался джазом, а рэгтаймом.
Оставим Джелли Роллу Мортону право претендовать на то, что он «изобрел» джаз. Кто бы его не изобрел Сатчмо был его королем. Королем королей, потому что он первым вышел на авансцену, развалил привычное оркестровое звучание, став – солистом…
- Don't Get Around Much Anymore
ДС : - Don't Get Around Much Anymore, буквально : « Перестал шляться …»
«… Я даже не вошел в клуб, остался на пороге! Невозможно, невыносимо, находиться здесь без тебя. Ей бог, я перестал разгуливать по городу, совсем перестал шляться..»
Джазовый стандарт: музыка Эллингтона, слова Боба Рассела. Впервые эта песня была записана в 40м году.
Великолепный диск «Армстронг и Эллингтон» с Сатчмо (труба и вокал), Трамми Янгом – тромбон; Барни Бигардом – кларнет; Дюком Эллингтоном – рояль; Мортом Хёрбэртом – контрабас и Дэнни Барселона – на ударных. Апрель 61 года, Нью-Йорк.
Играть Армстронг начал на корнете, на слух. Он слушал музыку в соседним с домом дансинге Funky Butt и в борделях, и танцевальных залах краснофонарного Сторивиля, особенно оркестр Пита Лала, в котором играл великий корнетист Джо «Кинг» Оливэр. Именно к Питу Лала приходили музыканты на джэм-сэшэн.
Кто был первым учителем Армстронга – трудно сказать. Корнетист Банк Джонсон утверждает, что он. Но сам Сатчмо писал, что учил его великий «Кинг» Оливэр… Однако Сатчмо был немного фантазером. К примеру, он всегда утверждал, что родился 4 августа 1900 года, в то время как после его смерти была найдена метрика, в которой стоял 1901 год…
- It Don’t Mean A Thing
ДС: - It Don ’ t Mean A Thing , абсолютна классика Миллса и Эллингтона: - «Нет джаза без свинга!» Попс – труба и вокал; Трамми Янг – тромбон; Барни Бигард – кларнет; Дюк Эллингтон – рояль; Морт Хёрбэрт – контрабас и Дэнни Барсэлона – ударные. 3 апреля 61 года, Нью-Йорк. Диск «Луи Армстронг и Дюк Эллингтон» вышел на «Вёрв».
Быть может вы заметили, разглядывая фотографии Армстронга, что он носит звезду Давида, магендоид? Первый свой корнет-а-пистон юный Сатчмо купил на деньги одолженные ему семьей русско-еврейских иммигрантов, старьевщиков по профессии – КарнОфских. Он обещал КарнОфским, которые практически приняли его в свою семью, кормили и поили, что он всю жизнь будет носить магендоид…
Бесполезно перечислять все награды, все периоды творчества, все составы оркестров, все анекдоты связанные с Армстронгом. Детская исправительная колония, притоны родного города, роскошная жизнь в Чикаго, Hot Five и Hot Seven , пение скэтом, фильмы, телепередачи, гастроли, диски… Достаточно сказать, что Сатчмо начал с граммофонных пластинок и почти дотянул до эпохи компактных дисков. В наши времена, все, что он когда-либо записал, оцифровано и доступно на компактах.
Вот на прощанье Луи Армстронг, почти французский Сатчмо 50го года…
- C'Est Si Bon
ДС: - C'Est Si Bon. Музыка Анри Бэтти, но в данном случае слова не Андрэ Орнэ, а англичанина Силэна. Во Франции песня была прославлена Ивом Монтаном; на другой стороне Атлантики – Армстронгом. Оркестр Сая Оливэра. Июнь 50 года, Нью-Йорк…
Подкаст «Джаза на Свободе» вы найдете на сайте svobodanews . ru . Приятных отпусков или – удачной недели. Чай, бай-бай!