Престижное строительство в Подмосковье и социальные последствия этого процесса

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Подмосковье Вера Володина.



Кирилл Кобрин: Владелец группы "Крокус" Арас Агаларов и президент "Троон Голф" Хадом Хинтон подписали контракт, по которому американская компания получила в управление на 15 лет гольф-клуб, строящийся в комплексе "Агаларов Эстейт" в Истринском районе Подмосковья. Комплекс – город миллионеров стал скандально известен благодаря соседней деревне Воронино, портящей пейзаж вокруг городка миллионеров, в то же время был снесен недостроенный клуб для занятий йогой в Одинцовском районе. Неофициально говорят, что вид недостроенного здания вдоль Рублевки не понравился одному из первых лиц государства. В свою очередь одинцовские власти утверждают, что снесут без судебных решений, а благодаря договоренностям с владельцами около 20 объектов, построенных с нарушениями.



Вера Володина: Газета «Коммерсант» сообщила, что полный перечень сносимых незаконных сооружений районные власти держат в секрете, пока называют два объекта - пятиэтажный - а официально трехэтажный - особняк в поселке Успенское, имя его владельца не раскрывается, а также пристройка к ресторану "Дача", один из совладельцев его известный ресторатор Аркадий Новиков. Новость о готовящихся сносах многие СМИ перепечатывают под громкими заголовками с упоминанием рублевских особняков, мол, "Рублевка пошла под снос". И хотя одинцовские власти утверждают, что «начавшийся процесс сноса незаконных построек будет носить постоянный и системный характер», эксперты говорят об эпизодичности действий.


Снесенное первым здание центра для занятий йогой на въезде в поселок Раздоры стояло здесь пять лет. Всё это время, как утверждают в администрации Одинцовского района, застройщик штрафовался, у него не было разрешительной документации на проведение электричества, воды и канализации, а, кроме того, здание, стоявшее слишком близко к дороге, превышало разрешенную высотность. Есть районное постановление, ограничивающее высотность зданий в этой местности 15-ю метрами.


Ссылаясь на жителей поселка, газета «Коммерсант» сообщила, что снос здания начался потому, что этот недострой вызвал раздражение проезжавшего мимо одного из первых лиц государства, поскольку портил пейзаж. Районные власти утверждают, что центр йоги был снесен без решения суда, по договоренности с застройщиком, которому объяснили, что в суде у него нет никаких перспектив. Стороны договорились также, что власти не станут разглашать, кто строил центр йоги на арендованной у районной администрации земле. Сносили недострой пара экскаваторов - один рушил стены, другой тут же собирал строительный мусор.


Всё происходило на земле, сотка которой, в зависимости от расположения, стоит от 50 тысяч до 400 тысяч долларов.


Что касается еще одного названного объекта - пристройки к модному ресторану «Дача», то его владельцы, точнее, один из совладельцев Александр Соркин уже заявил, что пристройку незаконной они не считают, поскольку она стоит на земле, которая находится в их собственности, что при строительстве были проведены все необходимые согласования. Соркин говорит обо всем, как о недоразумении, которое, по его мнению, будет улажено.


Замруководителя Росприроднадзора Олег Митволь, как известно, неоднократно заявлявший о незаконном строительстве коттеджей на землях Рублевки, эту ситуацию ведомственным образом не рассматривает, полагая, что речь идет о нарушениях строительных норм. Олег Львович обратил внимание только на то, что одинцовские власти объявили о сносе по договоренности с хозяевами, то есть это не судебные решения, которые, как оказалось, было трудно исполнить.


И ситуация с городом миллионеров, в которую два года назад природоохранное ведомство вмешивалось, теперь, как объяснил Митволь, эта ситуация стала законной, потому что законы изменились.



Олег Митволь: С 1 января 2007 года вступил в действие новый Водный кодекс, изменилась ситуация с водоохранной зоной. Во-первых, изменилась сама величина этих водоохранных зон. Во-вторых, был перечень запрещенных действий, скажем так, нельзя было строить определенные объекты и так далее, и тогда Росприронадзор мог этим вопросом как бы заниматься. Сейчас Водный кодекс действует другой.



Вера Володина: Речь о земельном участке вдоль Новорижского шоссе в 22 километрах от МКАД, на этом участке владелец "Крокус Групп" Арас Агаларов строит город для миллионеров с искусственными озерами, спортивными сооружениями, отелями и полем для гольфа. Уже заключен договор с американской компанией на управление гольф-клубом.


В газете "Известия" на днях появилась публикация "Подмосковная деревня готовится к войне с городом миллионеров". Ее автор Богдан Степовой так оценивает число жителей, не желающих продавать свои дома.



Богдан Степовой: Где-то 50 домов, из него где-то, по-моему, 14, полтора десятка скуплены, о постоянном населении там очень трудно говорить, потому что многие работают в Москве или ближайшем райцентре подмосковном, многие используют как дачи. Но, тем не менее, постоянно не меньше 20-30 жителей, как мне там говорили люди. Когда мы приезжали, видели человек 15.



Вера Володина: Как объяснила Татьяна Столярская, директор по коммуникациям компании "Крокус Групп", поле строится на землях поместья - это более 300 гектаров земли, и домовладельцы деревни Воронино находятся за границами самого поместья.



Татьяна Столярская: Дома жителей деревни Воронино выкупались, на сегодняшний день это 25 домов, лишь только с той целью, чтобы облагородить близлежащую к закрытой резиденции территорию. И, собственно, из коренных жителей деревни осталось не более 10 человек, остальные, где-то около 10, это дачники.



Вера Володина: В октябре прошлого года в интервью корреспонденту газеты "Гардиан" Арас Агаларов, показывая на дом самого несговорчивого домовладельца, отказывавшегося продать свой ветхий коттедж за миллион долларов, заявил: «В конце концов, он согласится». Но прошел почти год, никто не согласился, коренные жители деревни не только не продают дома, но уже защищаются с помощью оружия. Когда в огороде у инвалида войны Виктора Бодрова гастарбайтеры начали копать канаву, он отогнал - напугал их с помощью ружья, написали "Известия".


Компания утверждает, что никто не обижает жителей деревни, им предлагают на выбор деньги либо новый дом на той же земле. На презентации проекта города миллионеров Арас Агаларов заявил о завышенных требованиях одного из мятежных жителей деревни, мол, требует он за свой дом и 12 соток земли более 3 миллионов долларов, больше, чем стоит новый, построенный там коттедж. Жители отвечают, что это их дома, и они могут назначать любую сумму, а если не нравится, пусть миллионер покупает землю в другом месте. Они же собираются жить на своей земле.


Уже второй год продолжается это противостояние. Жители говорят, что на них оказывается моральное давление: ограничили доступ к речке и в лес, на придомовой территории охрана ЗАО ведет непрерывное наблюдение за деревенскими, нарушая право на неприкосновенность частной жизни. В том же интервью для "Гардиан" Арас Агаларов похвастался посадками: ели крупномеры высажены по периметру города миллионеров для того, чтобы не было видно ветхого дачного поселка по соседству. Здешние земли теперь оценивают в 50 тысяч условных единиц за сотку.