Сегодняшний факт. Фильм словацкого кинорежиссера Юрая Якубиско, посвященный графине Батори

Кинорежиссер Юрай Якубиско

Андрей Шарый : А сейчас я представлю вам заключительную рубрику программы «Время Свободы» – «Сегодняшний факт».

На экраны европейских кинотеатров вышел самый дорогой фильм в истории чешского и словацкого кино с бюджетом более 20 миллионов долларов. Историческая эпопея крупного словацкого кинорежиссера Юрая Якубиско посвящена венгерской графине Эржебете – Елизавете – БАтори, которую молва считает одной из самых страшных злодеек в истории человечества. Согласно результатам, проведенного над Батори в начале Х VII века судебного процесса, графиня, пытаясь сохранить вечную молодость, купалась в крови убиенных ею девственниц из числа крепостных крестьянок. Графиня закончила свои дни в заточении. Вечной молодости не получилось. В фильме, смешивающем жанры исторической хроники и мистического триллера, представлена другая версия этой драматической истории. О графине Эржебете Батори говорит мой коллега, обозреватель Радио Свобода, историк Ярослав Шимов.

Ярослав Шимов : Она происходила из одного из знатнейших венгерских магнатских родов. Она была замужем за представителем другого очень могущественного рода Надожди. В принципе, большую часть своей жизни она провела в своих имениях, в том числе в замке Чахтицы, где, собственно, и разворачивается действие как фильма, так и тех исторических событий, которые легли в его основу.

Графиня Батори вошла в Книгу рекордов Гиннесса как одна из крупнейших серийных убийц, как крупнейшая серийная убийца-женщина. Но, конечно, есть вопросы вокруг материалов ее процесса, как и вокруг числа ее жертв. Собственно, на этих сомнениях и построен фильм словацкого режиссера, который, собственно, можно назвать ревизионистским с исторической точки зрения, поскольку он представляет графиню Батори в виде, в общем-то, невинной жертвы и весьма симпатичной и внешне, и душевно женщины, которая просто стала жертвой интриг.

Еще в 80-е годы в Венгрии историк Ласло Надь выпустил книжку, которая, собственно, пыталась перевернуть все представления о графине Батори и ее истории, которая выставляла ее именно как, в первую очередь, жертвы интриг, в первую очередь, того человека, который в фильме выведен как главный злодей - королевский наместник Венгрии граф Турзо, который был действительно одним из организаторов процесса над графиней. Убедительного доказательства того, что процесс был сфабрикован, Ласло Надь не представил. Там речь идет о каких-то не состыковках, каких-то домыслах, в первую очередь, как раз о числе жертв, которые, по одним данным превысило даже 600, а по другим – не превышало 30 или 50. Многое говорится о том, что сам процесс протекал с нарушениями. Многие показания были, прежде всего, основных свидетелей – слуг графини – были даны под пытками и так далее. Но, с другой стороны, это начало XVII века. Тогда любое дознание практически сопровождалось физическим воздействием.

Андрей Шарый : Говорил историк Ярослав Шимов. Выход масштабной чешско-словацкой копродукции – это главное событие года в кино сразу нескольких центральноевропейских стран. Рассказывает пражский кинокритик, обозреватель журнала «Премьер» Томаш Балдински.

Томаш Балдинский : Думаю, средства потрачены не зря. Фильм богат на визуальные образы, оформлен с размахом. У главной героини, графини Эржбеты Батори, несколько десятков костюмов. До мелочей продумана даже одежда статистов. Каждый костюм специально создавался модельером многих чешских фильмов Ярославой Пехаровой. Всего использовано - представьте себе! - около пяти тысяч костюмов.

В картине различим почерк режиссера – Юрая Якубиско. Он всегда делает акцент на визуальную составляющую, играет с красками и перспективой. С другой стороны, на мой взгляд, «хромает» сценарий. Итальянский художник Караваджо вряд ли мог быть любовником Батори, но, конечно, это привносит в фильм-легенду долю романтики и возвышает главную героиню, чтобы она выглядела не просто истязательницей девственниц, а музой великого художника. Кстати, показанные в фильме картины кисти Караваджо на самом деле рисовал сам режиссер Якубиско.

В фильме тщательно проработан практически каждый факт, когда-либо упоминавшийся о жизни графини Батори. Этот фильм непростой и, несомненно, при повторном просмотре в нем можно отыскать все новые и новые подробности. Например, здесь использовались технические изобретения Леонардо да Винчи, такие любопытные движущиеся игрушки. Но главное, чем уникален этот фильм - своей визуальной составляющей.

Андрей Шарый : О фильме "Батори" говорил пражский кинокритик Томаш Балдински. Картина, снятая режиссером из независимой Словакии, посвящена истории Венгрии той поры, когда нынешняя Словакия входила в состав Венгерского королевства. Отношения Братиславы и Будапешта и сейчас складываются непросто. О корректности подхода режиссера Якубиско к сложному историческому материалу говорит историк Ярослав Шимов.

Ярослав Шимов : Проявляется такое уже, на мой взгляд, более здравое отношение к собственной истории, которое не отягощено националистическими какими-то представлениями, когда один народ – тот народ, под властью которого или под властью дворянской элиты которого твой народ был какое-то время, значит, этот народ становится таким архиврагом, неприятелем. Сами нации, национальное самосознание начали формироваться позднее, чем тот период, о котором идет речь в фильме, когда жила та же графина Батори. Венгрия была не той, какая сейчас – гораздо больше по территории, гораздо больше народу жило под ее властью. В общем, воспринималась эта власть совершенно по-другому. Восприятие родины тогда было другое. Это нормально, когда режиссер показывает людей, принадлежащих к разным народам, как, в общем-то, осознающих себя подданными, патриотами того большого королевства, которое тогда существовало. Это исторически правильно в то время, как какие-то фильмы, которые снимаются или какие-то, которые пишутся с националистических позиций. Допустим, даже в русско-украинских отношениях – то, что на Украине был несколько лет назад снят фильм о Мазепе, когда вот эти конфликты сегодняшние, взаимная неприязнь сегодняшняя переносится в те эпохи, когда все было совершенно по-другому.

Андрей Шарый : Гостями рубрики «Сегодняшний факт», которую я готовил вместе с корреспондентом Радио Свобода в Праге Александрой Вагнер, были обозреватель Свободы, историк Ярослав Шимов и чешский кинокритик Томаш Балдински.