ДС: - Лишь в 70х годах прошлого века, с появлением «фьюжн», гитара стала играть лидирующую роль в джазовых комбо. Но и в 20х, когда гитара появилась в ритм-секциях комбо, гитаристы внесли и c вой обол в развитие джаза.
Ваши приемники настроены на частоты «Свободы». В эфире – «Джаз на Свободе» и ваш – ДС.
- I'm Coming , Virginia .
ДС: - I'm Coming Virginia, Дональда Хэйуда и Мэрион Кук. Легендарный отец джазовой гитары Эдди Ланг с оркестром саксофониста Фрэнки Трамбауэра. Запись была сделана 13 мая 1927 года. Труба Бикса Байдербэка; кларнет Дона Марри….
Настоящее имя Эдди Ланга – СальватОрэ МассАро. Родился он в Филадельфии в 1902 году и прожил всего лишь 31 год. Родители его иммигрировали в США из Италии. Эдди начинал со скрипки и играл в школьном оркестре с другом-скрипачом (позже всемирно известным) - Джо Венути. Эдди Ланг повлиял на целое поколение музыкантов джаза, игравших на банджо. Под его влиянием они перешли на гитары, а банджо постепенно было вытеснено из джаза в фолк и поп-музыку
.
- Countless Blues
ДС : - Countless Blues, Эдди Дархэма . Не смотря на то, что на дворе всего лишь сентябрь 38 года Дархэм играет на электрогитаре. На ритм-гитаре - Фредди Грин. Комбо называется «Канзаская Шестерка». Сам Лестер Янг играет на кларнете и теноре. Бак Клэйтон – на корнете; Уолтэр Пэйдж – на контрабасе и Джо Джоунс на ударных.
Эдди Дархэм был талантливым тромбонистом и аранжировщиком. Он же был – пионером электрогитары. До него никто не выносил на сцену (как в знаменитой сцене с Чарли Кристианом и Бэнни Гудмэном) – электроусилитель с динамиком. Ну, а Фредди Грин знаменит и своей многолетней джазовой карьерой и сотрудничеством с Каунтом Бэйзи.
Но переберемся в 39 год, всего лишь на 9 месяцев позже записи Countless Blues …
- Pickin' for Patsy
ДС: - Pickin' for Patsy, оркестр тромбониста Джэка Тигардэна, 5 мая 1939 года. Гитара – Эллэна Риусса. Пьеска самого Риусса и Тигардэна.
Соло Риуса в Pickin' for Patsy стало буквально «культовым» для джазовых гитаристов той эпохи. Риусс так же начинал на банджо. Он 15 года рождения, ньюйоркец. Учителем Риусса был Джордж Ван Эпс из оркестра Бенни Гудмэна. Когда Эпс покинул оркестр, его ученик занял его место. После оркестра Гудмэна Риусс играл у Пола Уайтмэна, Джэка Тигардэна и Джимми Дорси, и наконец,в 43 году вернулся к Бенни Гудмэну.
- Up on Teddy ’ s Hill
Расстанемся мы сегодня под революционную гитару Чарли Кристиана, первого настоящего би-бопового гитариста. Кристиан удержался на нашем шарике на еще меньший период, чем Эдди Ланг – всего лишь на 28 лет!
Он рос в семье музыкантов: отец его играл на гитаре и трубе, и пел. Братья Чарли так же были музыкантами. Так что нет ничего удивительного в том, что этот великолепный гитарист начинал с трубы, саксофона, играл на фортепьяно и на контрабасе. Отец и был его учителем игры на гитаре.
Кристиан был первым современным гитаристом, сумевшим в полной мере использовать преимущества электроусилителя. Гитара окончательно вышла из ритм-секции и стала самостоятельным инструментом. Вот собственная композиция Чарли Кристиана:
Up on Teddy ’ s Hill
ДС : - Up on Teddy’s Hill, Чарли Кристиан – гитара ; Тэллониус Монк – рояль ; Ник Фентон – контрабас ; Кенни Клук Кларк – ударные . Это – ритм-секция.
Джо Гай и Хот Липс Пэйдж – трубы; Дон Байэз – сакс.. Запись 41 года.
Подкаст «Джаза на Свободе» вы найдете на сайте svobodanews . ru . На следующей неделе 77-летие гитариста Кенни Барелла. Так что с гитарой мы не расстаемся. Всех благ, чао, бай-бай!