Бывший лидер боснийских сербов Радован Караджич, арестованный по обвинению в военных преступлениях, намерен подать апелляцию против решения белградского суда о его передаче Гаагскому трибуналу. Срок подачи апелляции истекает в пятницу.
Радован Караджич содержится в изоляторе белградского окружного суда. С ним периодически встречаются его адвокат Светозар Вуячич и брат Лука, проживающий в Белграде. Остальные члены семьи - супруга, дочь и сын - пока не получили разрешения от международной администрации Боснии на приезд в Белград. В отношении Лильяны Караджич-Зелен и ее двоих взрослых детей действует введенный ранее запрет на выезд из Боснии.
Радован Караджич сразу после ареста потребовал, чтобы его постригли и побрили - он добровольно лишился окладистой седой бороды и длинных волос, за которыми раньше скрывал лицо. Представитель специальной прокуратуры Сербии по военным преступлениям Бруно Векарич заявил, что Караджич будет отправлен в Международный трибунал самолетом в ближайшие дни: «Трудно прогнозировать и точно определить день, когда Караджич будет отправлен в Гаагу. Процедура его освидетельствования завершена. Теперь у защиты есть три дня, чтобы обжаловать решение о выдаче обвиняемого. Адвокат Караджича уже объявил, что апелляцию он подаст в пятницу. Потом апелляционная коллегия в течение трех дней должна рассмотреть его требования, и все оканчивается подписью министра юстиции. Реально ожидать, что Караджич будет выдан в понедельник или во вторник, но это может случиться и в выходные - зависит от того, когда будет заседать коллегия».
Адвокат Радована Караджича Светозар Вуячич сообщил, что его подзащитный хотел бы, чтобы судебный процесс против него проходил в Белграде, но такой вариант развития событий маловероятен.
Во вторник вечером в центре Белграда в организованном порядке собралось около трехсот человек, протестующих против ареста бывшего лидера боснийских сербов. Все они члены ультранационалистических и клерофашистких организаций - молодые, коротко стриженые парни, в основном одетые в черное. Они начали ломать инвентарь уличных кафе и скульптуры, выставленные на главной площади. Бунтарей вскоре разогнали отряды специальной полиции. К демонстрантам жители Белграда не присоединились.
Позже на площади появились Лука Караджич и генеральный секретарь Радикальной партии Александр Вучич. Ультранационалист Вучич объявил, что в ближайшие дни радикалы организуют массовые демонстрации протеста.
Белградский военно-политический аналитик Любодраг Стоядинович считает, что нынешняя политическая обстановка в Сербии не способствует успеху движения националистов: «Я уверен, что нужно верить обещаниям президента Бориса Тадича. Он добьется выполнения всех обязательств Сербии к Гаагскому трибуналу. Также можно прогнозировать, что сопротивление сербской оппозиции будет нарастать. Однако очевидно, что у оппозиции не хватит сил, чтобы предложить альтернативный курс. Ведь ее альтернативой может быть лишь самоизоляция страны. Сербские избиратели такое решение не принимают, с этим не согласна даже партия, которая была символом такой политики в 90-е годы - Социалистическая партия Сербии».
Многие сербские эксперты разделяют мнение, что арест Радована Караджича не вызовет серьёзных потрясений в Сербии.