Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие руководитель экологической организации Всемирный Фонд дикой природы в России Игорь Честин.
Андрей Шарый : Другая важная тема, связанная со строительством объектов в Сочи – это экологическая безопасность этой прибрежной территории. В конце июля российские организации, связанные с подготовкой к Играм, должны передать в международные органы доработанный и исправленный план строительства олимпийских объектов, измененный по указанию премьер-министра России Владимира Путина. Эти изменения стали результатом двухлетних протестов экологов и международных организаций, обеспокоенных состоянием окружающей среды в зоне Олимпийских игр. Как я выяснил в беседе с руководителем экологической организации Всемирный Фонд дикой природы в России Игорем Честиным, эта обеспокоенность сохраняется и сегодня.
Игорь Честин : Мы возражали против того, чтобы объекты строились в охранной зоне Кавказского биосферного заповедника, который входит в состав объектов Всемирного природного наследия. Собственно, эти объекты были оттуда перенесены – этот санно-бобслейный комплекс и горная олимпийская деревня.
Андрей Шарый : Что там сейчас происходит? Какие-то у вас теперь есть контакты с чиновниками, которые отвечают за то, чтобы поручение премьер-министра было выполнено?
Игорь Честин : Контакты у нас были, собственно говоря, всегда. Только в самом начале, когда заявка готовилась, в 2006 году там диалог наладить не получалось. Те, кто ее, заявку готовил, делали это в большой спешке. Там, конечно, было не до экологии, что, естественно, их не извиняет, но тем не менее так получилось. С начала 2007 года в постоянном контакте и с оргкомитетом, и с Международным Олимпийским Комитетом, и с правительственными структурами, и позже уже соответственно с созданной корпорацией «Олимпстрой».
Андрей Шарый : Что это значит на практике? Сейчас будут вноситься изменения в чертежи, в планы застройки? Что там конкретно будет происходить? Как-то вы будете контролировать этот процесс?
Игорь Честин : Будут проходить общественные слушания по плану размещения. Там, конечно, будут участвовать наши региональные сотрудники, которые в регионе работают. Для международного Олимпийского комитета готовится уже новый уточненный план размещения объектов, где эти два объекта должны быть перенесены.
Андрей Шарый : На ваш взгляд, что сыграло главную роль в том, что решение было изменено?
Игорь Честин : Я думаю, что здесь все факторы сыграли. Этот вопрос обсуждался, начиная с 2006 года. На разных стадиях этого обсуждения правительство склонялось, то в одну, то в другую сторону. В частности, в начале зимы этого года нам Министерство природных ресурсов заявило о том, что поддерживает нашу позицию. Потом Госкорпорация «Олимпстрой» заявила о том, что поддерживает нашу позицию. Потом руководство корпорации «Олимпстрой» сменилось, вроде как такой поддержки не было. В России работали миссии двух международных организаций – это программа ООН по окружающей среде и комитет ЮНЕСКО по Всемирному наследию. В июне появились их отчеты. В обоих отчетах была явно выражена поддержка нашим предложениям о переносе этих объектов. Поскольку сейчас уже конец июля – это крайний срок подачи уточненной схемы размещения объектов, соответственно, на начало июля было назначено совещание. Естественно, работа велась еще и до совещания, были уже подобраны некоторые альтернативные варианты размещения. В частности, санно-бобслейного комплекса. Он наиболее сложный в инженерном исполнении. Поэтому его перенести было сложнее всего. С горной олимпийской деревней ситуация попроще.
Андрей Шарый : Если все будет сделано так, как о чем сейчас договорились, это означает, что экологической угрозы Олимпиада не будет представлять?
Игорь Честин : Это означает, что само размещение не будет представлять экологической угрозы. Но очень многое ведь зависит и от качества строительства, от контроля за подрядчиками, от того, какие будут использоваться материалы, какие будут решения в части водоснабжения, электроснабжения. Но, по крайней мере, можно сказать, что сейчас есть шансы сделать Зимнюю Олимпиаду в Сочи «зеленой». Если бы эти объекты не перенесли, этих шансов бы не было.