Сегодняшний факт. В Петербурге пройдет фестиваль граффити "Встреча стилей"

Граффити памяти Виктора Цоя в Петербурге

Андрей Шарый: А сейчас я представлю вам заключительную рубрику программы «Время Свободы» - «Сегодняшний факт».

В Петербурге идет подготовка к третьему международному фестивалю граффити Meeting of Styles – «Встреча стилей». В нем примут участие пять десятков молодых уличных художников, имена которых зашифрованы псевдонимами вроде «Злой», «Лексус» или «Киоск». О фестивале «Встреча стилей» рассказывает его организатор и художник-граффитист Сергей Румянцев.

Сергей Румянцев: Случилось это лет 10 назад, когда мы заканчивали школу, в 11-м классе начали рисовать. Покупали журналы, европейские, американские, учились, в общем-то, по ним. Придумывали что-то свое, новое. Однажды директор школы разрешила нам даже разрисовать верхние этажи. То есть начали мы, в общем-то, с легальных работ и продолжали совершенствовать мастерство с 1999 года. Теперь это индустрия, теперь мы занимаемся проведением массовых мероприятий, связанных с граффити, а также прочими популярными движениями, такими, как, скажем, экстремальные виды спорта.

Когда я смотрю на какой-то объект, я сразу вижу на нем какой-то узор. Здесь, допустим, будет идеально персонаж нарисован, здесь поместился бы шрифт. Потом эта связка может перерасти на бумагу и вылиться в какой-то фестиваль. Объектов много разных, начиная просто от каких-то уличных стен, вагончиков, атрибутов уличной архитектуры и заканчивая работами на заказ в дорогих коттеджах, на квартирах, коммерческими какими-то работами крупными. Все расписывается аэрозольными красками, баллончиками, и разницы, что расписывать, нет. Все зависит от сложности, от композиции, от подбора цветов, от яркости. Больше всего доволен, делали мы один заказец тут, в Репино, фотореализм – во всю стену фотография молодого человека, заказчика, и добавили пейзаж. Пейзаж – это несколько новое, на самом деле, раньше не рисовал. Это сейчас редкость, в основном молодежь рисует просто буквы, одно и то же пишет. Надо вносить разнообразие в культуру.

На фестиваль приезжает обычно достаточно большое количество ребят. В последнее время интерес к граффити повышается. Проводятся мероприятия в Приморском районе, приезжают ребята из Германии, Чехии, Финляндии. 13-этажный жилой дом будет разрисован полностью профессиональными художниками, которые будут судить номинацию для начинающих художников. Для них будут построены стеночки из оргалита, и там ребята будут пробовать свои силы. Жюри оценит их старания и определит победителей.

Андрей Шарый: Говорил организатор фестиваля «Встреча стилей» и идеолог движения российских граффитистов Сергей Румянцев.

Живопись граффити родилась как запрещенный вид искусства, и молодых неформалов, которые расписывали стены, называли поэтому «уличными партизанами». Однако в последние годы этот символ альтернативной культуры стал признанным видом живописи; граффити теперь выставляются даже на аукционах. Звезда европейского антибуржуазного искусства граффити Бэнкси – один из самых дорогих, самых популярных и самых скандальных художников в Британии. Изучением культуры граффити занимается английский искусствовед Гаррет Уильямс, который в своих исследованиях ищет ответ на вопрос о том, почему граффити с такой доброжелательностью теперь воспринимаются тем самым истеблишментом, который очень в стенной живописи высмеивается.

Гаррет Уильямс: Часть граффити привлекает зрителей, потому что они довольно традиционны по форме, хорошо выполнены и понятны. И что еще более важно, они отражают важные политические проблемы нашего времени. Однако если вы спросите разных людей, нравятся ли им произведения граффити, вы получите столько же разных ответов. Думаю, что часть этих произведений имеет все же отношение к искусству. Другая их часть носит в этом отношении довольно проблемный характер. Здесь нельзя судить огульно, и коллективный приговор невозможен.

Произведения художников-граффити стали покупаться, и это стимулирует художественный рынок. Граффити в огромной мере часть концептуального искусства и его рынка, и коллекционеры и арт-дилеры это понимают, и сейчас граффити признается частью традиции современного искусства. Если взять в качестве примера работы Бэнкси, то в городах юго-запада Англии власти пытаются сохранить как можно больше его уличных работ. Однако в некоторых районах Лондона его работы уничтожаются в общественных местах. Так что оценка граффити все еще дело в высшей степени субъективное.

В мае этого год в Лондоне, на южной набережной Темзы, прошла выставка граффити, организованная группой Бэнкси. Он пригласил уличных художников из разных стран, они расписали тоннель, арендованный у железнодорожной компании «Евростар». Это была фантастическая выставка.

Андрей Шарый: Гостями рубрики «Сегодняшний факт», которую вместе со мной готовили корреспонденты Радио Свобода Наталья Голицына и Татьяна Вольтская, были британский искусствовед Гаррет Уильямс и петербургский художник-граффитист Сергей Румянцев.