В Германии открылся традиционный Фестиваль опер Вагнера

Программу ведет Марина Дубовик. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.



Марина Дубовик: В Германии, в баварском городке Байройте, открылся традиционный, уже 97-ой Фестиваль опер Вагнера, который меломаны мира, поклонники Вагнера так и называют - Байройт.



Юрий Векслер: Нынешний фестиваль особый. Он последний для почти 89-летнего Вольфганга Вагнера, внука композитора, руководившего фестивалем опер своего знаменитого деда в течение 57 лет. Как всегда, на открытие фестиваля съехались немецкие знаменитости, в частности, и это уже стало традицией, канцлер Ангела Меркель, которая проведет в Байроте свой отпуск. Вольфганг Вагнер, несмотря на нездоровье, лично приветствовал гостей. Он, несомненно, помнит и других некогда почетных гостей Байройта, в частности - Адольфа Гитлера, которого он и его брат запросто называли «дядя Адди».


Фестиваль открылся новой постановкой последней оперы Рихарда Вагнера «Парсифаль». Видимо, последняя опера деда показалась символом для последнего фестиваля внука. Решение приглашенного на постановку норвежского режиссера Штефана Херхайма как нельзя лучше аккомпанирует уходу Вольфганга Вагнера, так как придуманное им действие является путешествием во времени по истории Германии ХХ века, включая обе мировые войны и, соответственно, правление нацистов. О том, что ему особенно важно в «Парсифале», говорит режиссер Штефан Херхайм.



Штефан Херхайм: Поиск собственной идентичности, поиск святости, в котором находится Парсифаль, и его приход к самому себе через опыт насилия.



Юрий Векслер: Кто же придет на смену Вольфгангу Вагнеру? Здесь свой детектив или, если хотите, оперное либретто. Вольфганг Вагнер намерен передать свою империю двум дочерям от двух разных браков, не разговаривавшим друг с другом несколько лет. Будь полная воля их отца, то он предпочел бы одну из них – младшую Катарину, которой нет еще и 30 лет. Но шансы одной Катарины были бы недостаточно высоки, ведь руководителя должен утвердить специальный попечительский совет. Для выигрыша этой шахматной партии Вольфганг Вагнер сделал, казалось бы, невозможное. Ведь на конкурс был уже представлен проект двух кузин, опытных менеджеров в области культуры – уже упомянутой старшей дочери Вольфганга, 63-летней Евы Вагнер-Паскье и ее ровесницы, дочери его старшего Вольфганга, Нике. Но Вольфгангу Вагнеру удивительным образом удалось вернуть себе некогда утерянное расположение своей старшей дочери, удалось склонить ее к союзу с юной сводной сестрой Катариной и разбить, таким образом, союз кузин.


На открытии нынешнего фестиваля юная и сияющая Катарина Вагнер сказал о своем отце и его уходе…



Катарина Вагнер: В этом есть, конечно, доля печали, но я полагаю, что когда тебе почти 89, то есть и нечто отрадное в том, что ты не должен больше каждый день быть обязательно активным. Он действительно заслужил покой.



Юрий Векслер: Молодой режиссер, Катарина Вагнер уже порадовала вагнерианцев новшеством. В воскресенье на знаменитом Зеленом холме на огромном экране ее прошлогодняя дебютная в Байройте постановка «Нюрнбергские мейстерзингеры» будет показана в прямой трансляции из недоступного для многих зала, и на это «явление Вагнера народу» ожидают 15 тысяч зрителей.