Генеральный директор нефтяной компании ТНК-ВР Роберт Дадли на этой неделе покинул Россию

Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимают участие корреспондент Радио Свобода Наталья Голицына и политэмигрант Борис Березовский.



Дмитрий Волчек: Генеральный директор нефтяной компании ТНК-ВР Роберт Дадли на этой неделе покинул Россию и намерен руководить компанией из-за рубежа. Он объяснил свой отъезд рядом беспрецедентных расследований, разбирательств и проверок. Компания «Бритиш Петролеум» заявила, что полностью поддерживает Дадли. Российские акционеры считают, что решением Дадли разочарованы. Консорциум AAR продолжает настаивать на том, чтобы «Бритиш Петролеум» номинировала нового независимого главу ТНК-ВР, который бы управлял компанией из Москвы. В субботу стало известно, что прокуратура Центрального административного округа направила Дадли уведомление о вызове на допрос, однако через несколько часов было объявлено, что необходимости в его явке нет. О том, как новый виток конфликта в компании оценивают британские комментаторы, рассказывает Наталья Голицына.



Наталья Голицына: В обширной статье орган британских деловых кругов газета «Файнэншл таймс» предупреждает, что неожиданный отъезд из России главы компании ТНК-ВР Роберта Дадли может способствовать тому, что контроль над ней захватит группа ее российских акционеров. И если Дадли не вернется в Россию, отмечает газета, назначение нового главы компании станет для ВР практически невыполнимой задачей. Газета полагает, что направленная Роберту Дадли российской Генпрокуратурой повестка явиться в Москву для допроса может закончиться его отстранением от должности, а это, считает газета, сделает для него невозможным управлять компанией из-за границы. Лондонская «Таймс» в статье под характерным заголовком «ТНК-ВР: что-то прогнило в российском государстве» саркастично иронизирует над тем, что крупнейшая британская компания, поджав хвост, бежит из России. «ВР, - пишет газета, - делает хорошую мину при плохой игре, говоря о бегстве Дадли, который всё еще остается номинальным главой компании. Однако это выглядит не совсем пристойно. «Когда вы хотите отстоять руководство компанией, - отмечает «Таймс», - управление ею с помощью электронной почты за тысячи миль от головного офиса – не самый лучший способ это сделать». Комментируя конфликт в ТНК-ВР, газета «Дейли мейл» цитирует бывшего генсека НАТО, а ныне заместителя главы ТНК-ВР лорда Робертсона, который обвинил Россию в «незаконном способе» отъёма нефтяной компании у законного владельца. Робертсон считает, что это прежде всего повредит репутации самой России в глазах иностранных инвесторов. Как бы вторя Робертсону, газета «Дейли телеграф» пишет об «эффекте домино», вызванном конфликтом в ТНК-ВР. По информации газеты, инвесторы в Лондоне уже начали избавляться от акций работающих в России западных компаний из-за растущего беспокойства о возможности делать там бизнес.



Дмитрий Волчек: Наталья Голицына попросила политэмигранта Бориса Березовского оценить происходящее в ТНК-ВР.



Борис Березовский: Тогда еще, когда эта компания создавалась, я предупредил господина Брауна, что его точно кинут, выбросят из этой компании. Просто надо понимать логику того, что делает путинский режим с самого. Они разобрались сначала со своими отечественными бизнесменами, неугодными им, те, которые не готовы были встраиваться. Таких примеров масса, в том числе ваш покорный слуга, Гусинский и, конечно, Ходорковский. Это такие имена, которые на слуху, на самом деле их тысячи. Была иллюзия у иностранцев, что своих-то, понятно, они могут, а вот нас-то они никогда не смогут. Это иллюзия. То, что происходит, никакого удивления у меня не вызвало, поскольку я с самого начала предупреждало руководство ВР, что так и будет, так и произошло. И это закономерный итог недальновидной политики одной из крупнейших компаний мира.



Наталья Голицына: То есть можно сказать, что речь идет о государственном рейдерстве?



Борис Березовский: Безусловно. Почему вы думаете, что если государство, которое может в центре Лондона устраивать террористическую радиоактивную атаку, не может устроить такое ейдерство по отношению к ВР? Конечно, за этим стоит государство.



Наталья Голицына: Стоит ли за этим требованием российских акционеров ТНК-ВР какая-то рациональная экономическая причина?



Борис Березовский: Я считаю, что есть, безусловно, объективное противоречие в том числе между российскими и западными партнерами. Объективная причина, безусловно, состоит в том, что российский бизнес хочет развиваться вне России, поскольку считает, что в России и так все схвачено, а безусловно, ВР проводит политику, направленную на то, чтобы прежде всего разрабатывать огромные ресурсы, которые есть в России. Кто из них правильно рассуждает, кто нет, мне трудно определить, я не знаю экономику этой компании, но объективные противоречия, безусловно, существуют.



Наталья Голицына: Можно ли сказать, что конфликт в ТНК-ВР симптоматичен для нынешней экономической политики Кремля?



Борис Березовский: Совершенно очевидно, он лежит на поверхности, я уже об этом сказал, - это попытка существующего в России режима поставить под контроль прежде всего энергетические ресурсы для того, чтобы использовать как политический рычаг для давления на своих соседей, Украину, Белоруссию даже теперь, Грузию и всех по периметру и, конечно же, давить на европейские страны западные, в том числе на Великобританию, Францию, Италию и так далее.



Наталья Голицына: Такое впечатление возникает, что все это делают люди с каким-то чувством удивительной безнаказанности.



Борис Березовский: Это не ощущение - это так и есть. Поскольку Запад абсолютно импотентен, политическая воля отсутствует и поэтому Запад пожинает плоды своей недальновидности и своей слабости. Здесь, конечно, не только агрессивная политика России, это еще и абсолютная слабость Запада в целом и прежде всего слабость западных лидеров.