28 июля вице-губернатор Краснодарского края Василий Надирадзе сообщил журналистам, что власти построят так называемый культурно-исторический центр, или историческую деревню. Она будет располагаться в Имеретинской бухте Сочи близ села Некрасовское. Там планируется построить церковь, музей православия и жилые дома для тех, кого выселят при строительстве олимпийских объектов. Кубанский вице-губернатор также сообщил, что для жителей уже сформирован переселенческий фонд. Принять первых жильцов, по его словам, готов 40-квартирный дом в Сочи.
Члены общины староверов Дмитрий Вишневский и Владислав Болдэскул словам вице-губернатора не верят. Создание исторической деревни и переселенческого фонда – очередная попытка пустить пыль в глаза, считает Владислав Болдэскул:
«Вранье это все. Что они там сформировали, где они сформировали, какая там деревня? Зачем мне куда-то идти? Это сводится к насильственному переселению, в резервацию сгоняют. Что это такое? 1937 год».
Жители Имеретинской бухты давно настаивают на том, что им не хватает информации об олимпийском строительстве. «Мы прекрасно понимаем, что нет утвержденных проектов, никто не знает, где будут располагаться спортивные объекты. А оценка и взятие земель как бы уже началась. Поэтому понятна реакция людей», - говорит председатель местного центра территориального общественного самоуправления Наталья Калиновская
Между тем, продолжается противостояние имеретинцев и представителей государственных структур, пытающихся попасть на их земельные участки.
Одно из последних столкновений произошло 25 июля, когда местной жительнице предложили пустить во двор незнакомых людей с геодезическими приборами. На защиту встала группа односельчан.
«Хотели взять штурмом, - рассказывает Наталья Калиновская. - Они сказали: "Хорошо, мы все равно этот дом штурмом возьмем, как бы вы ни сопротивлялись". Один из этих судебных приставов достал баллончик, начал брызгать, брызгал мужчинам, я там стояла рядом. Рядом со мной знакомая стояла, когда увидела, что вытаскивается дубинка, она повисла на этой резиновой дубинке, висела, у нее синяки на руках остались».
Краевое управление федеральной службы судебных приставов поясняет: газовых баллончиков у приставов не было, а спецсредства если и применялись, то милиционерами. Однако в УВД Сочи от дубинок и газа тоже открестились. При этом, по словам Натальи Калиновской, 25 июля во время штурма местный житель Давид Иникчян облился бензином и угрожал себя сжечь. Вечером он и его односельчанин Руслан Пискунов были задержаны милицией и получили по 12 суток ареста «за невыполнение требований представителей власти».В тот же день попал под арест глава общины староверов Дмитрий Дрофичев. Он получил 15 суток с формулировкой «за мелкое хулиганство» и сейчас остается под стражей.
Судьба арестованных стала предметом торга, считает эксперт Общественной палаты Сочи Валерий Сучков:
«Сейчас провели переговоры, но эти переговоры выглядят как шантаж и ультиматум. Старообрядцам было объявлено: "если вы не не позволите нам заниматься кадастровыми работами, то мы ваших ребят не освободим". Они зашли, выполнили там какие-то работы, после этого пересмотрели решение 15 суток для Дрофичева на 5 суток. Замысел вырисовывается у власти, они не хотят нормально разговаривать с людьми, выяснять, кто что хочет, предлагать варианты. Проще для них превратить людей в быдло. Остается единственное - танками и бульдозерами людей отсюда разогнать силком».