Популярность Рамзана Кадырова снижается

Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Любовь Чижова.



Михаил Саленков: Чеченские власти опровергают информацию о покушении на Рамзана Кадырова и называют ее «частью пропагандисткой кампании, ведущейся с целью дискредитации Чеченской Республики и ее президента». Мнения экспертов Радио Свобода по поводу того, было ли покушение, разделились, но все они сходятся в одном: популярность Рамзана Кадырова среди «простых чеченцев» и нового кремлевского руководства снижается.



Любовь Чижова: О покушении на Рамзана Кадырова 29 июля с утра сообщили сразу два российских информационных агентства - "Интерфакс" и Regnum . Правда, подробности нападения разнились: по одним данным, на Кадырова покушались в его родовом селении Центорой, по другим - в Гудермесе. Пресс-служба Рамзана Кадырова эту информацию опровергла, назвав ее «высосанной из пальца». Мой разговор с сотрудником пресс-службы был коротким.


Можете ли вы прокомментировать информацию о покушении на Рамзана Кадырова?



Сотрудник пресс-службы: Нет, не можем. Покушения на Рамзана Кадырова не было.



Любовь Чижова: Информагентство Regnum делится подробностями покушения на Рамзана Кадырова, которое якобы имело место на прошлой неделе в Гудермесе. Это произошло на одном из публичных мероприятий с участием Кадырова. Неизвестный пытался застрелить президента Чечни из пистолета «Макаров». Этого не случилось благодаря профессионализму охранников. Regnum ссылается на источники в правоохранительных органах Чечни.


Обозреватель газеты «Время новостей» Иван Сухов пытается понять, кому выгодна информационная война против Рамзана Кадырова.



Иван Сухов: Довольно сложно рассуждать о событии, которое непонятно, было или не было, потому что подтвердить его, так сказать, никто не решается, и опровергнуть до конца тоже не получается, потому что все эти опровержения, идущие со стороны Грозного, они должны восприниматься с некоей долей критики. Тем не менее такая информационная атака на Кадырова более или менее активно началась с момента смены главы государства в России. Как вы знаете, вся политическая система в Чечне и вся надежность политического статуса Рамзана Кадырова в большой степени зависела от президента России Владимира Путина. В тот момент, когда он перестал быть президентом, вот эта связь, которая была для Рамзана очень важна, и от которой зависело его надежное место во главе Чечни, она стала "провисать" несколько. Потому что, судя по всему, он не совсем понимает, будет ли таким же лоббистом его интересов, каким был Путин, новый президент России Дмитрий Медведев. Судя по информации, поступающей из его окружения, достаточно сильно нервничает, нуждается постоянно в подтверждении этого контакта с Кремлем, добивается встреч с Медведевым. В частности визит господина Нарышкина и господина Суркова в Грозный несколько недель назад, возможно, имел цель несколько успокоить эту всю грозненскую новую элиту.



Любовь Чижова: Кто источник распространения этих странных слухов? Кто главный интриган?



Иван Сухов: Изменилась ситуация, в которой вот этот проект "Кадыров" был создан и существовал в течение нескольких лет сначала с отцом Рамзана, а потом с самим Рамзаном. Очень важную роль в этой системе играл Путин. С уходом Путина, естественно, произошло оживление внутри чеченской элиты. Но, я думаю, в большей степени за пределами Чечни есть достаточно влиятельные чеченские предприниматели, имеющие очень серьезный бизнес в России, ну и внутри Чечни тоже есть какие-то люди, которые скорее всего обижены тем, что все политическое пространство замкнулось вокруг Кадырова, а какие-то другие, более или менее влиятельные персонажи, оттеснены на обочину. И понятно, что когда Путин ушел с президентского поста, эти все силы чеченские стали рассматривать смену главы государства России как некое окно возможностей для возвращения в это политическое поле, зачищенное под Кадырова, возможно, окно возможности для конкуренции с Кадырова. И последствия, может быть, как возможность заменить его собой. Понятно, что, в общем, заинтересованные люди в том, чтобы как-то дестабилизировать его положение, есть.



Любовь Чижова: За последние восемь лет на Рамзана Кадырова было совершенно множество покушений: его машину пытались взорвать, много раз обстреливали, было покушение с участием шахидок, в 2004 году произошло нападение на родовое село Кадыровых Центорой - тогда подчиненные Кадырова говорили, что целью вылазки было похищение или убийство Рамзана. Сам он неоднократно обвинял в подготовке покушений российские спецслужбы. О будущем Рамзана Кадырова размышляет обозреватель «Новой газеты» Юлия Латынина.



Юлия Латынина: Знаете, если покушение было, то понятно, почему пресс-служба Кадырова это так ожесточенно опровергает. Это называется "отлезьте сами, мы сами будем вести следствие, сами вынесем приговор", и, собственно, вероятно, уже вынесли его и привели в исполнение. Я не думаю, что Рамзану Кадырову хочется, чтобы федеральные органы и учреждение из трех букв участвовало в расследовании покушения. Достаточно того уже, что, вполне вероятно, что если покушение было, то к нему причастна именно эта организация из трех букв. Короче говоря, организация из трех букв посылает на другие три буквы и совершенно правильно делает.



Любовь Чижова: Насколько я понимаю, существует целая история покушения на Рамзана Кадырова.



Юлия Латынина: Все предыдущие покушения на Рамзана Кадырова, на его отца, одно из которых увенчалось успехом, были связаны с тем, что Рамзан Кадыров - это Рамзан Кадыров. Вообще, любое покушение на Кадырова может иметь три источника. Во-первых, это боевики, которым по совершенно понятной причине необходимо его ликвидировать. Во-вторых, всегда может быть какой-то чеченец, достаточно находящийся близко, но вот ему что-то ударило в голову или Рамзан с ним плохо обошелся, или дал ему не ту должность. Это Чечня. Это запросто. Это как средневековая Италия. То есть, с точки зрения безопасности, его окружение - это полный караул. Когда ты видишь, у него фактически сидят пленные командиры с оружием в гостиной, ты понимаешь, что этот человек живет так, как будто он вообще умер. Третий, конечно, наиболее вероятный вариант - это то, что его будут пытаться убрать силовики, потому что он нарушает их монополию на убийство чеченцев. Собственно, он уже уничтожил эту монополию и заменил ее своей. Просто на самом деле, когда говоришь с любым силовиком, то он важно тебе намекает, что он знает, что будет с Кадыровым, тоже мне бином Ньютона. Думаю, что возможно именно поэтому, именно этим последним обстоятельством объясняется явное нежелание Кадырова вмешивать центр в какое-либо расследование покушения на него, потому что, зачем ему вмешивать федеральных силовиков в расследование покушения, в котором они, очень возможно, принимали участие в организации.



Любовь Чижова: Если на минуту предположить, что покушение на Рамзана Кадырова увенчалось успехом, что меняется в Чечне, что меняется в российско-чеченских взаимоотношениях?



Юлия Латынина: В Чечне начинается война, Россия оказывается в полной заднице, силовики оказываются в шоколаде, потому что они вновь имеют возможность проводить геноцид среди чеченцев и называть это борьбой за вертикаль власти. Вопрос в том, может ли Путин контролировать собственных силовиков, которые крайне недовольны Рамзаном.



Любовь Чижова: Иван Сухов полагает, что несмотря на снижение популярности Рамзана Кадырова в Чечне, федеральный центр в ближайшее время оставит за ним пост президента республики по той простой причине, что менять его не на кого: пока только Кадыров, используя метод кнута и пряника, способен поддерживать в Чечне относительный порядок и восстанавливать экономику.