В Москве завершено строительство нового здания "Военторга"

Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Лиля Пальвелева.



Сергей Тарасов: На Воздвиженке завершено строительство нового здания "Военторга". Когда сносили старое, то обещали, что памятник модерна будет восстановлен в прежнем виде, но впечатление от новодела превзошло самые худшие опасения знатоков архитектуры.



Лиля Пальвелева: Здание, построенное в первом десятилетии ХХ века по заказу Экономического общества офицеров Московского военного округа, перепутать с другими было невозможно. Фасад с рыцарями на фронтоне запоминался с первого взгляда. Но что же сейчас? Об этом спросим у члена президиума Экспертного совета при главном архитекторе Москвы Алексея Клименко.


Видели ли вы после того, как раскрыли леса, новый "Военторг"?



Алексей Клименко: Я видел его и очень огорчился, поскольку автор его, такой руководитель мастерской "Моспроекта-2" господин Колосницын и руководитель "Моспроекта-2" Михаил Михайлович Посохин позволили себе нарушить процедуру, которая у нас существует, а именно, что все общественно значимые проекты на территориях исторических зон подлежат обязательному прохождению через наш экспертный совет. Ну а зачем? Если можно обходить согласование с нами, тем более что мы все с критикой, приходилось переделывать.



Лиля Пальвелева: Я не поняла, они вам вообще проект не показывали или показывали, но не учли ваши предложения?



Алексей Клименко: Не показывали. В результате то, что легко можно было исправить, и то, чего мы ни в коем случае не допустили бы, в частности, появление прямо над главным фасадом гигантской мансарды… ну, те же самые объемы можно было получить иначе, расположив ее в глубине и так далее.



Лиля Пальвелева: А в подлинном, прежнем "Военторге" этой мансарды не было?



Алексей Клименко: Конечно, не было мансарды. В результате нарушения этого установленного регламента все пущено на самотек, как заказчику, авторам приходит в голову, вот так они и реализуют.



Лиля Пальвелева: Что же им пришло в голову?



Алексей Клименко: Резко увеличить масштаб всех пропорций. Поэтому подлинные элементы, очень немногие элементы, которые сохранились от наружной декорации "Военторга", выглядят очень странно, поскольку у них просто другой масштаб. То здание архитектора Залесского 1912 года было исполнено благородства, точности и элегантности. То, что получилось сейчас, это не реставрация, это не модерн, а это пример того, что итальянцы нежно называют mania grandiosa, стремление к гигантомании с таким имперским духом.



Лиля Пальвелева: К сказанному Алесем Клименко добавим: сейчас все дружно называют "Военторг" одной из трех самых значимых архитектурных утрат последнего времени в Москве. Как и следовало ожидать, это невосполнимая утрата.