Нынешнее обострение обстановки имеет свою предысторию. Как известно, грузинская сторона несколько недель назад заняла стратегически важную высоту Сарабука, позволяющую контролировать практически все важные дороги в Южной Осетии. Тбилиси объяснил свои действия терактом против главы временной администрации Южной Осетии Дмитрия Санакоева, машина которого подорвалась на радиоуправляемой мине недалеко от объездной дороги, контролируемой с высоты Сарабука.
В пятницу на той же дороге еще две радиоуправляемые мины сработали в момент, когда по ней ехала машина с шестью грузинскими полицейскими – пятеро из них получили ранения. А в ночь на субботу ожесточенные бои развернулись уже не только вокруг высоты Сарабука, но и в окрестностях Цхинвали, где расположены грузинские села Никози и Тамарашени.
Руководитель Информационно-аналитического департамента МВД Грузии Шота Утиашвили заявил в интервью Радио Свобода, что огонь велся с осетинских позиций в сторону грузинских сел Южной Осетии. Но среди грузинских военнослужащих и мирных жителей погибших нет.
«Наше самое большое беспокойство вызывает то, что огонь велся из минометов по населенным пунктам. В грузинских селах разрушены10 домов. Среди мирного населения как минимум 10 человек пострадали и один полицейский тяжело ранен», - сказал он.
В то же время вице-премьер правительства Южной Осетии Борис Чочиев возложил всю ответственность за произошедшее на грузинскую сторону: «Грузинская сторона вчера подвергла интенсивному артиллерийскому обстрелу город Цхинвали и другие населенные пункты. В результате погибли 6 человек и 13 ранены».
На вопрос корреспондента Радио Свобода «Не является ли эвакуация мирного осетинского населения из Южной Осетии признаком подготовки к масштабным боевым действиям?», вице-премьер ответил: «Это подготовка к защите своего народа!».
По последним данным, стороны продолжают стягивать в зону конфликта вооруженные силы. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты провел экстренное заседание правительства непризнанной республики. Он заявил о возможности всеобщей мобилизации, в том числе северокавказских добровольцев, и дал понять, что армия Южной Осетии располагает дальнобойной артиллерией, способной достать многие города Грузии и «нанести чувствительный урон грузинской стороне в ответ на ее действия». Российские миротворцы выставили ряд дополнительных постов, пытаясь стабилизировать обстановку.
По мнению экспертов, если в ближайшее время посредникам не удастся усадить стороны за стол переговоров, то уже в ближайшие часы в Южной Осетии может начаться полномасштабная война.