Ирина Лагунина: До открытия Олимпийских игр в Пекине остались считанные дни, а полемика вокруг них не стихает. Под давлением международной общественности, правозащитных организаций и синдикатов журналистов, а также из страха перед бойкотом Олимпиады со стороны некоторых политиков китайские власти неожиданно пошли на уступки и отменили цензуру, ранее наложенную на некоторые страницы Интернета. Правда, очень скоро обнаружилось, что такое решение отнюдь не означает, что журналистам будет предоставлен полный доступ к Интернету, как обещали китайские организаторы. Этот комплекс вопросов анализирует в своем материале мой редакционный коллега Ефим Фиштейн.
Ефим Фиштейн: До сих пор неясно, какие сайты будут доступны, по крайней мере, для иностранных корреспондентов, а какие останутся заблокированными – ведь списка таких страниц китайская сторона не предоставляет, ограничиваясь заявлениями, что доступ к глобальной сети будет «достаточным». Журналисты, желающие выложить информацию в Интернет, столкнутся с еще большими трудностями, чем желающие ее оттуда почерпнуть. Эксклюзивные права на интернет-трансляцию любых олимпийских событий закреплены за государственным Центральным телевидением Китая. Любая трансляция без соответствующего разрешения пекинского ЦТ будет заблокирована, а ее организаторы наказаны в соответствии с китайским законодательством.
Наибольшую активность в борьбе с цензурой в ходе Олимпийских игр проявила журналистская организация «Репортеры без границ», штаб-квартира которой находится в Париже. Нам уже приходилось о ней говорить сравнительно недавно – в связи с проносом Олимпийского огня через столицу Франции, который сопровождался протестами против насильственного подавления массовых выступлений тибетского населения. Об активности «Репортеров без границ» и о том, как реагирует на эти протесты французская общественность, рассказывает из Парижа Семен Мирский:
Семен Мирский: Китайцы дали обратный ход, пообещали не ограничивать заход в Интернет для журналистов, работающих в пресс-центре Олимпиады, разблокировать сайты, которые власти считали критически настроенными. Для международной организации «Репортеры без границ», авангарда борьбы против цензурного произвола, речь идет о победе. Но «Репортеры», имеющие большой опыт работы в тоталитарных странах, советуют не обольщаться. Клотильда Лекоз, руководящая отделом Интернет и свобода информации «Репортеров без границ», предупреждает, что китайская система контроля Интернета, известная под названием «Великая противопожарная стена», по-прежнему действует на полную мощность. Кибернетическая полиция или кибер-полиция, насчитывающая по минимальным подсчетам 30 тысяч специалистов контроля Интернета, по-прежнему читает электронную почту тех, кого считает ненадежными элементами. В то же время Клотильда Лекоз подчеркивает, что преграды, которые китайские власти воздвигают на пути свободного распространения информации, вполне преодолимы. Представительница «Репортеров без границ» называет конкретные технические методы ухода от электронной слежки, которую осуществляет, пользуясь терминологией Джорджа Оруэлла, «большой китайский брат». Теперь, после того, как власти КНР обязались перед международным Олимпийским комитетом не чинить преград работе иностранных журналистов, освещающих Олимпиаду, французские средства массовой информации пытаются подвести предварительный итог того, что уже достигнуто. Все реакции французских масс-медиа можно условно разделить на две неравные части. Одни говорят: вот видите, мы ведь вас предупреждали, что власти КНР используют Олимпийские игры для демонстрации своей мощи. Этой точке зрения противостоит другая. И здесь я процитирую редакционную статью в сегодняшнем выпуске «Монд». «Нет, - пишет парижская газета, - Международный Олимпийский комитет не ошибся, решив предоставить именно Пекину право проведения летних Олимпийских игр. Никогда еще в мире не говорили и не писали так много о Китае, как в наши дни. Конечно, китайские руководители большие специалисты по части цензуры и запугивания населения. Но и они не в силах скрыть все, что они хотели бы скрыть от глаз внешнего мира. Без Олимпийских игр мир не знал бы почти ничего об истинном положении в Тибете. Благодаря играм мы знаем больше о загрязнении окружающей среды в Китае, о методах пропаганды коммунистического режима, о китайском национализме. Китай после начинающихся в пятницу Олимпийских игр это будет уже не совсем та же страна, какой она была до открытия Олимпиады. Будем ждать продолжения. Принимая у себя тысячи спортсменов и журналистов со всего мира, власти КНР несомненно знали, что они идут на риск, но риск всегда таит в себе шанс, возможность, доселе неизведанную. В данном случае речь идет о шансе демократизации Китая».
Ефим Фиштейн: Следует ли журналистам воспринимать неожиданную уступчивость пекинских властей как свою победу, как признак грядущей демократизации тамошнего режима или скорее как один из многочисленных обманных маневров коммунистического режима? С таким вопросом я обратился к Эйдану Уайту, президенту Международной конфедерации журналистов, базирующейся в Брюсселе.
Эдан Уайт: Самое точное определение – нам удалось добиться пусть небольшой, но победы. Важно было заставить китайских организаторов и Международный Олимпийский комитет, по крайней мере, выполнить обязательства, которые они взяли на себя. Когда китайцам была оказана честь проведения Олимпийских Игр, они обещали обеспечить ничем не ограниченный доступ к источникам информации и к Интернету. Кажется, теперь они поняли, что им придется держать данное слово. Готовность к уступкам – неплохое начало. Мы вполне допускаем, что в ходе Олимпиады возникнут всевозможные проблемы, и мы намерены тщательно следить за событиями. Мы поддерживаем контакты со многими коллегами, аккредитованными на Олимпиаде. Наша цель – добиться от китайских властей выполнения всех данных обещаний, то есть предоставить всем журналистам возможность беспрепятственно выполнять свои профессиональные обязанности. Их нынешнее решение мы воспринимаем как первый шаг в этом направлении.
Ефим Фиштейн: Многие общественные деятели в последние дни призывают политиков и спортсменов не бояться угроз местных властей и смело выражать свои политические симпатии и антипатии в ходе Игр. Китайские власти, со своей стороны, предупреждают, что не допустят политизации чисто спортивного мероприятия. Какова позиция Международной конфедерации журналистов по этому вопросу? Спросил я Эйдана Уайта.
Эдан Уайт: Думаю, каждый ответственный человек и каждое ответственное правительство должны принимать решение, исходя из собственного понимания ситуации. Олимпийские игры и в прошлом нередко использовались как политический инструмент. Самый известный пример такой политизации спорта – Олимпийские игры 1936 года в Берлине. И в последующие годы Игры неоднократно служили политическим целям – достаточно привести Московскую Олимпиаду 80-го года. По моему глубокому убеждению, политики и активисты правозащитных движений должны сами ответить на вопрос, как себя вести и что предпринять. Для нас принципиальным является другое требование: журналисты должны иметь возможность свободно освещать происходящее, так чтобы потребители информации имели о нем представление. Участие в демонстрациях протеста никак не связано с нашей профессиональной миссией. Наше дело – предоставлять людям максимально объективную, оперативную и достоверную информацию с места события. Хочется надеяться, что власти Китая не станут мешать нам делать свое дело. Тогда и нам не придется участвовать в политических играх вокруг Олимпиады.
Ефим Фиштейн: Вы относите себя скорее к пессимистам или к оптимистам в том, что касается будущего Китая после этих Олимпийских Игр? На ваш взгляд, это мероприятие будет способствовать дальнейшему реформирования китайского общества или наоборот – затормозит его?
Эдан Уайт: Я настроен крайне оптимистически. Мне часто доводится бывать в Китае в последние годы, и я прекрасно осведомлен обо всем, что там происходит. Я не сомневаюсь в том, что эти Игры являются составной частью процесса глубоких реформ, который продолжается вот уже три десятилетия. Китайское общество становится все более открытым, и процесс этот будет продолжаться. Я остаюсь оптимистом и в том, что со временем в Китае рано или поздно восторжествуют свобода слова и самовыражения. Конечно, это потребует немалого времени, но было бы наивно полагать, что демократия в такой стране может воцариться со дня на день, словно по мановению волшебной палочки. Развитие идет по принципу «два шага вперед, шаг назад». И в прошлом часто случались отступления, срывы, но движение вперед продолжалось. В целом положительное развитие заметно и в китайской журналистике – стало больше независимости, профессионализма, чем раньше. Одним словом, положение остается трудным, но надежда на лучшее будущее крепчает.
Ефим Фиштейн: Так настроен президент Международной конфедерации журналистов Эйдан Уайт. А как относятся к призывам протестовать в ходе Пекинской олимпиады те, к кому эти призывы обращены – сами спортсмены и члены национальных Олимпийских комитетов? Ведь они, как никто другой, должны быть заинтересованы в том, чтобы информация о спортивных достижениях оперативно поступали к ним на родину, не подвергаясь никаким цензурным искажениям. Этот вопрос я задал генеральному секретарю чешского НОК Петру Грубецу.
Петр Грубец: Я могу засвидетельствовать, что в Китае нет нормального свободного доступа к источникам информации. В январе текущего года я присутствовал на заседании Ассоциации национальных олимпийских комитетов. В гостиничном номере мы следили за международными новостями по телевизору, главным образом, по Си-Эн-Эн. Часто случалось, что через несколько минут изображение исчезало, и невозможно было понять, что произошло – прекращена подача тока или телевизор вышел из строя. Но переключившись на другой канал, мы убеждались в том, что все программы работают без перебоев, кроме информационных. Было понятно, что в дело вмешались органы цензуры. Это, как мне кажется, неправильно. Журналисты должны иметь возможность беспрепятственно информировать зрителей о всем происходящем, и вмешательство политического надзора неприемлемо. Недавно глава отдела по внешним связям Международного Олимпийского комитета принес журналистам личные извинения за возникшие трудности Он и сам не имел представления о том, что не все информационные каналы будут доступны. Но теперь, насколько я знаю, все недоразумения урегулированы, странички Би-Би-Си, Голоса Америки и других радиостанций и телекомпаний открыты для пользования. Хочется верить, что все будет в порядке.
Ефим Фиштейн: Генеральный секретарь чешского НОК Петр Грубец верит, что все будет в порядке. Хочется надеяться, что это действительно будет так, но стоит напомнить, что свободный доступ к Интернету – не единственная проблема этих Олимпийских игр. Иностранные гости Пекина столкнутся и с другими неудобствами – требованиями прописки по месту пребывания, медицинскими справками об отсутствии заразных болезней, запрете на ввоз «вредной литературы». Запрет на использование политических и религиозных транспарантов и лозунгов наконец перерос в запрет вообще любых баннеров, лозунгов, эмблем и брошюр. Одним словом, Игры по-китайски.