Минск может помочь России «ответить» на американскую ПРО

Экспертов удивляет, что о такой серьезной оборонной инициативе двух стран заявляет на территории Белоруссии российский посол

На территории Белоруссии могут расположиться российские ракетные комплексы «Искандер» или стратегические бомбардировщики. Об этом заявил посол России в Белоруссии Александр Суриков, который особо отметил, что речь не идет о пересмотре безъядерного статуса страны.


Размещение ракетных комплексов «Искандер» либо стратегических бомбардировщиков возможно в качестве ответа на размещение элементов системы американской ПРО в Чехии и Польше, сообщил Александр Суриков на пресс-конференции в Минске: «Беларусь и Россия связаны договором 1994 года (о выводе с территории Беларуси ядерного оружия), гарантом которого выступили США. Безъядерный договор никто не может нарушить, но вопросы, связанные с противоракетными действиями могут быть рассмотрены». Все эти действия, по словам посла, можно обсуждать после того, как США подпишут договор с Польшей, а затем принимать различные ответные меры, «исключая установку ядерного оружия».


Белорусский военный эксперт Анатолий Алесин считает, что размещение российских ракетных комплексов бомбардировщиков в Белоруссии вполне реально и не будет противоречить международному праву: «Если взять весь набор ответных мер, которые проектирует Россия, эти меры наиболее вероятны, наиболее дешевы и никак не противоречат международному праву и международным обязательствам, как Белоруссии, так и России. Поэтому применение таких мер (может быть, даже в упреждающем плане, как психологическая мера давления) вполне возможно. Аэродром Мачулищи около Минска с советских времен пригоден для размещения стратегических бомбардировщиков и может принять их хоть сегодня».


Анатолий Алесин отмечает, что комплексов «Искандер», про которые говорил посол Суриков, у самой России пока нет на вооружении в необходимом количестве.


Эксперт по вопросам внешней политики Андрей Федоров сомневается в том, что Москва поспешит реализовать такую программу: «Если это заявление не было согласовано с белорусской стороной, то оно выглядит довольно бесцеремонным. В общем-то, не российскому послу и даже не российскому руководству решать, что "мы поставим здесь ракеты и разместим бомбардировщики". Поэтому можно предположить, что все это было согласовано – может быть, не в данный момент, а раньше. Не думаю, что белорусская сторона может выступить против таких действий, поскольку похожие заявления со стороны официального Минска звучали неоднократно. Но нет ни малейшего сомнения, что это происходило бы не просто так, а с учетом выдвижения некоторых контрусловий, прежде всего, разумеется, в плане снижения цен на энергоносители. Другое дело, что я не очень уверен в том, что Россия действительно хочет дать такой "ассиметричный ответ" Западу. Мне кажется, это скорее попытка напугать Европу».


Обозреватель белорусской службы Радио Свобода Юрий Дракахруст считает, что размещение на территории Белоруссии ракетных комплексов «Искандер» или стратегических бомбардировщиков вполне возможно:


- Тут стоит отметить, что, скажем, в прошлом году господин посол даже туманно намекал на возможность размещения ядерного оружия в Белоруссии. Но тогда поднялся довольно большой шум, и в итоге сам господин посол это опровергал, и российский МИД. Суриков в очередной раз сказал: «Что касается ядерного оружия, нет, это запрещено международными соглашениями». Что касается, в частности, ракетных комплексов «Искандер», то об этом уже довольно давно велись разговоры, делались какие-то намеки. Я думаю, что, в принципе, это возможно, но тут есть несколько «но». Господин посол, в частности, сказал, что вообще конкретные действия по этому направлению будут только тогда, когда будет подписано соглашение между США и Польшей о размещении систем ПРО – то есть, не очень скоро. И вообще, складывается впечатление, что этот «военный диалог» между Москвой и Вашингтоном немножко виртуальный.


- Идут разговоры и о контрактах на поставки газа в Белоруссию. Минск говорит о необходимости пересмотреть существующий договор, Москва заявляет, что эта тема опасна, что ни в коем случае нельзя пересматривать контракт, так как Белоруссия может остаться без газа.


- В общем, это действительно так. С газом всегда происходят всякие неожиданности, несмотря на то, что вроде договоры. Скажем, в начале этого года, в первом квартале Беларусь платила 119 долларов за тысячу кубометров газа, во втором квартале немножко подняли – 128, выяснилось, что Беларусь во втором квартале платила по ценам первого квартала, считая, что так и должно быть. Потом, после неких внушений со стороны «Газпрома», доплатили. Ну, и, в общем, перспектива на 2009 год достаточно суровая: скорее всего, цена на газ перевалит за 200 долларов. Правда, Польша будет платить 400. Но 200 долларов - это все равно очень много для Белоруссии.


- Посол России в Минске заявил, что тема введения единой валюты на территории Белоруссии и России (то есть фактически Белоруссия принимает российский рубль на своей территории) будет обсуждаться в ходе ближайшей встречи премьер-министров России и Белоруссии. Будет ли это просто обсуждение или действительно реальный шаг в сторону еще большего сближения двух стран?


- Вы знаете, мне это напоминает популярный анекдот начала 90-х годов, как встречаются два бизнесмена, и один другого спрашивает: «Ну, как бизнес идет?» - «Да, знаешь, птицей торговал». – «А сейчас что?» - «А сейчас не торгую, умерла птица». Вот эта птица – белорусско-российские интеграционные отношения; введение единого рубля, еще какие-то вещи, они очень похожи на такой бизнес. Это длится долгие годы, не приводит ни к каким результатам, потому что совершенно понятны позиции сторон. Россия не может пойти на два эмиссионных центра, а Беларусь не может, потому что это тоже безумие, это отдать страну. И поэтому вокруг этого, как кот вокруг горячей каши, ходят. Я думаю, что это все просто к реальной политике, по-моему, уже даже к пиару не имеет отношения.


- То есть перспективы здесь довольно сомнительные?


- Какие-то конкретные вещи, скажем, соглашения по газу, купить себе немножко «Белтрансгаза» - этим «Газпром» занимается. Приватизационные сделки – это тоже реально. Единая государственность, равно как и единая валюта – это нереально, это невозможно, потому что в данном случае интересы сторон просто несовместимы.