Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына.
Андрей Шарый: В Великобритании самые оживленные комментарии публики сегодня вызывает громкий телевизионный проект. Это четырехсерийный фильм «Дом Саддама» о личной жизни иракского диктатора Саддама Хусейна. В стране идет дискуссия о допустимости и целесообразности киноисследования личности кровавого правителя.
Наталья Голицына: Сценарист и режиссер телефильма «Дом Саддама» Алекс Холмс отмечает, что взяться за создание художественного фильма о жизни иракского диктатора его побудило стремление исследовать существовавшие в Ираке политические и моральные ценности, которые дали возможность Саддаму Хусейну почти четверть века оставаться у власти.
Два года Холмс и его коллега, второй сценарист Стивен Бутчард, собирали материал о Хусейне – говорили с людьми из его окружения, беседовали со слугами его дворца, с историками и очевидцами иракских событий с 1979 года, когда Хусейн пришел к власти. В результате получился фильм, накал страстей в котором производит впечатление причудливой смеси шекспировской исторической драмы и гангстерского сериала вроде «Крестного отца».
Авторы фильма рисуют Хусейна одиноким волком, создавшим собственную реальность и практически не соприкасающимся с внешним миром. Его блестяще и убедительно играет израильский актер Игал Наор, который, по его словам, перед съемками проштудировал биографии Сталина и Муссолини – диктаторов, которых особенно почитал иракский правитель.
Фильм позволяет заглянуть за закрытые двери резиденций Хусейна, познакомиться с его семьей и интимными подробностями ее жизни, которые скрывались при жизни иракского диктатора. Кровавая драма его правления затронула и его семью. Во второй серии «Дома Саддама» есть эпизод, когда старший сын Хусейна Удай – злобный психопат с мертвыми глазами и хриплым голосом, возглавлявший Олимпийский комитет Ирака, убивает слугу во дворце отца и Хусейн кричит ему: «Ты думаешь, что насилие – это развлечение. Нет, это инструмент. Мы не варвары!»
Убийства и насилие были не только инструментом правления Хусейна, но и неотъемлемой частью его политической философии. Авторы «Дома Саддама» красноречиво показывают, что и сам иракский диктатор оказался узником дома, созданного им из страха и насилия.
Андрей Шарый: Первая часть тетралогии о Саддаме Хусейне посвящена тому, как Хусейн использовал свадьбу дочери в качестве прикрытия для захвата власти. Во второй рассказывается об отношениях диктатора с сыном Удаем. А третью и четвертую еще не показали.
О телефильме «Дом Саддама» рассуждает кинокритик лондонской «Таймс» Тим Тиман.
Тим Тиман: Этот фильм чем-то напоминает «мыльную оперу», телесериал «Династия». Это очень мелодраматический фильм. Однако его авторам не откажешь в оригинальности. И что очень важно: происходящему на экране веришь, потому что за каждым его драматическим эпизодом кроется тщательное предварительное исследование. Мы знаем, что в основе этой драматической истории лежат реальные факты. На мой взгляд, это одна из лучших теледрам "Би-би-си". Она прекрасно написана и превосходно поставлена, ее персонажи очень убедительны. Бесспорно, что Хусейн был очень жестоким и опасным тираном. Но одновременно он предстает перед нами и как отец, как муж, как соблазнитель, и мы начинаем понимать, чем руководствовался он в своей паранойе. «Дом Саддама» нельзя назвать пропагандистским фильмом, который якобы реабилитирует режим Саддама Хусейна, как могут подумать. Самое интересное в нем то, как диктатор осуществляет контроль за своим правительством, своими генералами, своей семьей и своей страной. Из фильма явствует, что Саддам руководит с помощью страха. Это ни в коем случае не просаддамовская пропаганда. Но это также и не антисадамовская пропаганда. Это просто попытка нарисовать человеческий портрет тирана».