Виктор Баранец: "С военной точки зрения российская сторона действует абсолютно оправданно"

Программу ведет Марина Дубовик. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.



Марина Дубовик: В студии Радио Свобода мой коллега Мумин Шакиров. Мы собираемся комментарии на тему Южной Осетии.



Мумин Шакиров: Чтобы понять, какова реальная картина военных действий в Южной Осетии, я обратился к военному обозревателю «Комсомольской правды» Виктору Баранцу, который, в общем-то, специалисты, и может быть, ему удалось вычленить главное из этой ситуации, что на самом деле происходит в Южной Осетии.



Виктор Баранец: Я участвовал во многих войнах, но эта война первая, в которой ложь с обеих сторон прет невиданными темпами и в неимоверных масштабах. Должен сказать, что, наверное, разобраться в этой войне можно только, когда ты будешь поочередно сидеть в российских или в грузинских окопах. Все остальное – ложь, ложь и ложь. Для того чтобы крохотку откопать правды, надо перелопатить мегатонны лжи, которая идет с обеих сторон. И, к сожалению, наш брат-журналист падок на «утки», на информационные комбинации, на силки, которые расставляют противоборствующие стороны, и так потихоньку мы множим эту ложь и, естественно, дурачим голову народу.



Мумин Шакиров: Виктор, по вашим данным, Цхинвали в чьих руках сейчас и что там происходит?



Виктор Баранец: Если собрать всю сумму информации, а я фактически без перерыва слежу за информацию, звоню и в Грузию, и в Осетию, я могу сказать, что на данный момент Цхинвали фактически находится, почти полностью находится в руках российских войск и осетин. А там остаются диверсионные группы, снайперские группы, и кое-где находят живых еще грузинских солдат.



Мумин Шакиров: Россия адекватно ответила Грузии, введя танки, части 58-ой армии? Это отражает реальную ситуацию или все-таки Россия действует так, как она считает необходимым, то есть максимальное количество войск, чтобы задавить те вооруженные формирования, которые действуют в Южной Осетии?



Виктор Баранец: Россия действует так, как она считает в данной ситуации нужным. Раз уж мы ввязались в поножовщину, тут уже говорить о неких правилах игры, о каких-то там учетах требований международного сообщества не приходится. Вопрос идет только о том, чтобы решить ту задачу, которую Россия поставила перед собой, прежде всего заставить противоборствующие стороны, принудить их к миру. Я пока не вижу способа, как это может случиться. Тем более что в воронку этой войны начинает все сильнее втягиваться и Турция, и Азербайджан, и Украина, и уже другие страны появляются на этом печальном горизонте.



Мумин Шакиров: Вы прекрасно знаете, что за последние четыре года Грузия вооружилась очень серьезно, там были американские специалисты, которые проводили учения с грузинскими военными. С другой стороны, у России есть опыт войны в Чечне, опыт войны на Северном Кавказе. На ваш взгляд, в каком состоянии, если провести параллели, грузинская армия и в каком боевом состоянии российская армия, сопоставимые ли это силы по опыту, по боевым качествам?



Виктор Баранец: За последние годы грузинская армия значительно нарастила свой боевой потенциал, который, однако, не надо не недооценивать, не переоценивать. Вот эта американская программа, а также американское вооружение, а также гигантский военный бюджет, который Грузия успела за последние годы поднять от 30 миллионов почти до 1 миллиарда долларов, это, в общем-то, является мировым рекордом по росту военных расходов. Но я думаю, что когда готовилось вторжение Грузии в Южную Осетию, американские специалисты, на мой взгляд, передозировали Саакашвили сказками или россказнями о том, что может его армия. Я расцениваю это как одну из причин того, что у Саакашвили не получилось блицкрига. Это раз.


Что касается нашей армии, то она в данном случае во всем блеске показала печальные результаты реформы, которую мы пытаемся провести в течение уже 17 лет. Мы здесь выставили на показ все существующие у нас недостатки, включая даже то, что мы послали стратегический бомбардировщик, не имея точных разведданных о том, что грузинская армия обладает таким модернизированным оружием, как С-200, из-за чего мы получили такие, я считаю, серьезные потери в военно-воздушных силах. Пока, по неофициальным данным, говорят, что Россия потеряла два самолета; по моим данным, уже на сегодняшнее утро было шесть, и, пожалуй, к вечеру Россия может признать, что общие потери составляют уже 10 боевых машин.



Мумин Шакиров: Еще одна новость – это открытие второго фронта в Абхазии. Был ли смысл наносить бомбовые удары по верховью Кодорского ущелья, где сосредоточены силы МВД Грузии?



Виктор Баранец: Что касается логики поведения Абхазии, то в этой военной кутерьме решение абхазов в этой суете заиметь и свою выгоду с военной точки зрения представляется мне абсолютно верным. Пока российская мощная группировка находится там, абхазы тоже хотят добиться решения своего вопроса, изгнав грузин из верхней части Кодорского ущелья.



Мумин Шакиров: Скажите, на ваш взгляд, оправдана ли бомбардировка военных аэродромов на территории Грузии, которые, в общем-то, находятся на далеком расстоянии от мест боевых действий?



Виктор Баранец: Отвечаю опять-таки как военный человек. И грузинские аэродромы, и грузинские военные базы, и грузинский порт Поти для меня, как военного человека, как для любого российского военного командующего, генерала, представляют прежде всего стратегически объект, который надо разрушить для того, чтобы не позволить грузинскому Министерству обороны, президенту эффективно управлять своими войсками. И подчеркиваю, с военной точки зрения российская сторона действует абсолютно оправданно.