Очередное заседание Совета безопасности ООН, посвященное ситуации вокруг Южной Осетии, завершилось без принятия резолюции. По словам спецпредставителя при ООН Виталия Чуркина, предложенные в проекте резолюции оценки действий Грузии, а также масштабов связанной с вооруженным конфликтом гуманитарной катастрофы недостаточно принципиальны. Кроме того, по мнению российского представителя в ООН, предлагаемая Францией резолюция не содержит требования к грузинской стороне подписать соглашение с Абхазией и Южной Осетией и неприменении силы. Между тем, Франция старается удержать в своих руках посредническую инициативу в деле урегулирования конфликта. Президент Франции Николя Саркози сегодня посетит Москву и Тбилиси.
Мирный план урегулирования конфликта, предложенный Францией, предусматривает прекращение огня и отвод российских и грузинских формирований из Южной Осетии. Президент Грузии в понедельник подписал план в присутствии главы МИД Франции Бернара Кушнера, который так же направляется в Москву.
Николя Саркози в двойном качестве (еще и как президент Европейского союза) начинает, пожалуй, самую сложную дипломатическую миссию в своей карьере. Президент отправляется по стопам главы французской дипломатии Бернара Кушнера, предложившего Москве и Тбилиси план из трех пунктов: немедленное прекращение огня; возврат войск на позиции, которые они занимали до 6 августа; сохранение территориальной целостности Грузии. Президент Саакашвили этот план принял, российское руководство его отвергло.
По словам французского министра иностранных дел, цель президентской миссии не заключается в поиске правых и виноватых - как выразился Кушнер, в наклеивании моральных этикеток - а в прекращении кровопролития и разрушений. В течение большей части истекшей ночи президент Франции вел консультации с лидерами других европейских государств, включая Германию, Италию и Великобританию. Что же касается французского общественного мнения, то здесь царит растерянность, которую нетрудно объяснить. Никто толком не понимает, как маленькая Грузия с ее миниатюрной армией может воевать против России, и только после бесконечных радио- и телерепортажей, газетных статей рядовые французы начинают худо-бедно ориентироваться на карте Кавказа и способны найти ту же Абхазию или Южную Осетию.
Поверить в успех миссии Николя Саркози в Москве и Тбилиси сегодня крайне трудно хотя бы потому, что план, предложенный Бернаром Кушнером, Москвой отвергнут. Ничего принципиально нового, способного изменить позицию России, Саркози своим собеседникам предложить не может. Более того, в лоне самого Европейского союза, от имени которого в данном случае выступает Саркози, нет единства мнений и позиций в отношении новой войны на Кавказе. Страны Балтии и Польша опубликовали совместное заявление, в самой жесткой форме осуждающее действия именно российской стороны. В этом заявлении действия вооруженных сил России квалифицируются как проявление российского империализма. Но с этой с одной стороны.
Канцлер Германии Ангела Меркель, чья страна еще в большей степени, чем другие страны Евросоюза, зависит от поставок российской нефти и газа, поддерживая миссию Саркози, тем не менее, проявляет сдержанность. А министр иностранных дел Италии Франко Фратини предостерег «от попыток создания в Европе антироссийской коалиции».
Означает ли все сказанное, что сегодняшняя миссия президента Франции Николя Саркози в Москве и Тбилиси обречена на фиаско? Нет, не означает. У России и ее руководства есть множество причин не идти на безоглядное ухудшение отношений с Европой и Америкой, сориться со всем остальным миром. Этим путем, который стал бы повторением пути, по которому шел в свое время Советский Союз, страна уже шла, придя к весьма плачевным результатам. Так что уроки из того прошлого, скорее всего, все-таки будут извлечены.