Москва встретит Саркози отвергнутым французским планом

Европа не спешит создавать антироссийскую коалицию

Очередное заседание Совета безопасности ООН, посвященное ситуации вокруг Южной Осетии, завершилось без принятия резолюции. По словам спецпредставителя при ООН Виталия Чуркина, предложенные в проекте резолюции оценки действий Грузии, а также масштабов связанной с вооруженным конфликтом гуманитарной катастрофы недостаточно принципиальны. Кроме того, по мнению российского представителя в ООН, предлагаемая Францией резолюция не содержит требования к грузинской стороне подписать соглашение с Абхазией и Южной Осетией и неприменении силы. Между тем, Франция старается удержать в своих руках посредническую инициативу в деле урегулирования конфликта. Президент Франции Николя Саркози сегодня посетит Москву и Тбилиси.


Мирный план урегулирования конфликта, предложенный Францией, предусматривает прекращение огня и отвод российских и грузинских формирований из Южной Осетии. Президент Грузии в понедельник подписал план в присутствии главы МИД Франции Бернара Кушнера, который так же направляется в Москву.


Николя Саркози в двойном качестве (еще и как президент Европейского союза) начинает, пожалуй, самую сложную дипломатическую миссию в своей карьере. Президент отправляется по стопам главы французской дипломатии Бернара Кушнера, предложившего Москве и Тбилиси план из трех пунктов: немедленное прекращение огня; возврат войск на позиции, которые они занимали до 6 августа; сохранение территориальной целостности Грузии. Президент Саакашвили этот план принял, российское руководство его отвергло.


По словам французского министра иностранных дел, цель президентской миссии не заключается в поиске правых и виноватых - как выразился Кушнер, в наклеивании моральных этикеток - а в прекращении кровопролития и разрушений. В течение большей части истекшей ночи президент Франции вел консультации с лидерами других европейских государств, включая Германию, Италию и Великобританию. Что же касается французского общественного мнения, то здесь царит растерянность, которую нетрудно объяснить. Никто толком не понимает, как маленькая Грузия с ее миниатюрной армией может воевать против России, и только после бесконечных радио- и телерепортажей, газетных статей рядовые французы начинают худо-бедно ориентироваться на карте Кавказа и способны найти ту же Абхазию или Южную Осетию.


Поверить в успех миссии Николя Саркози в Москве и Тбилиси сегодня крайне трудно хотя бы потому, что план, предложенный Бернаром Кушнером, Москвой отвергнут. Ничего принципиально нового, способного изменить позицию России, Саркози своим собеседникам предложить не может. Более того, в лоне самого Европейского союза, от имени которого в данном случае выступает Саркози, нет единства мнений и позиций в отношении новой войны на Кавказе. Страны Балтии и Польша опубликовали совместное заявление, в самой жесткой форме осуждающее действия именно российской стороны. В этом заявлении действия вооруженных сил России квалифицируются как проявление российского империализма. Но с этой с одной стороны.


Канцлер Германии Ангела Меркель, чья страна еще в большей степени, чем другие страны Евросоюза, зависит от поставок российской нефти и газа, поддерживая миссию Саркози, тем не менее, проявляет сдержанность. А министр иностранных дел Италии Франко Фратини предостерег «от попыток создания в Европе антироссийской коалиции».


Означает ли все сказанное, что сегодняшняя миссия президента Франции Николя Саркози в Москве и Тбилиси обречена на фиаско? Нет, не означает. У России и ее руководства есть множество причин не идти на безоглядное ухудшение отношений с Европой и Америкой, сориться со всем остальным миром. Этим путем, который стал бы повторением пути, по которому шел в свое время Советский Союз, страна уже шла, придя к весьма плачевным результатам. Так что уроки из того прошлого, скорее всего, все-таки будут извлечены.