Международная правозащитная организация Human Rights Watch направила свою миссию в зону грузино-южноосетинского конфликта. В понедельник представители организации работали в Северной Осетии, встречались с руководством оперативного штаба во Владикавказе, беседовали с представителями госпиталя МЧС и беженцами. Заместитель директора московского офиса Human Rights Watch Татьяна Локшина обратила особое внимание на отсутствие возможности получить достоверную информацию о гуманитарных последствиях и жертвах вооруженного конфликта на грузинской территории. С тем, чтобы восполнить этот пробел, представители Human Rights Watch добрались до города Джава в Южной Осетии, объяснила Татьяна Локшина: «Проехать в Южную Осетию нам удалось, хотя дорога была забита военными колоннами. Без преувеличения, огромное количество военной техники двигалось вчера в Южную Осетию и далее, как нам говорили сами военнослужащие, в направлении Грузии. Мой коллега, который работал в СМИ в течение обеих чеченских войн, утверждает, что подобного скопления техники ранее никогда не видел».
По словам Татьяны Локшиной, в Джаве правозащитникам не удалось побеседовать с беженцами – почти всех перемещенных лиц к этому моменту уже вывезли из города в сторону Северной Осетии: «Нам сообщали, что именно в Джаве до сих пор есть скопление вынужденно перемещенных лиц, с которыми нам имеет смысл побеседовать. Перемещенных в Джаве на данный момент не осталось. Глава администрации города сказал нам, что в принципе так называемые беженцы там не задерживались, а моментально по своему появлению в Джаве вывозились уже в Северную Осетию. Он с очень большой теплотой отозвался о властях Северной Осетии, которые смогли организовать, с его точки зрения, крайне оперативный выезд беженцев, автобусы поступали, начиная с 8-го августа регулярно, с ними были представители властей Северной Осетии. Автобусы приезжали, чиновники смотрели, есть ли еще желающие выехать, просто физически стоят люди, ждут или не ждут, и при наличии желающих присылали новые автобусы».
Представители Human Rights Watch уже заявляли, что официальные данные о погибших и раненых среди мирного населения не находят подтверждения. Одна из причин путаницы в статистике – неясный статус многих людей, находящихся в зоне конфликта, считает Татьяна Локшина: «Жители города, представители южноосетинского парламента и представители администрации Джавы, когда говорят об ополченцах, квалифицируют их как гражданских. Притом, что это некий местный стандарт, то есть на вопрос, “если здесь было 4 погибших, то, сколько из них военных?”, говорят, “ни одного”. А дальше выясняется, что это были вооруженные ополченцы, то есть военные. И это, конечно, в большей степени затрудняет попытки точно посчитать и проанализировать, что же все-таки произошло. Более того, как люди в городе, так и представители местной власти, говорят абсолютно открыто, что мужчины в Южной Осетии фактически все вовлечены в ополчение. Говорят: "а что же им еще делать?", "а у них здесь семьи, а у них здесь дома!", "кто это все будет защищать?". Фактически мужчины очень активно вовлечены в вооруженное противостояние. Мы беседовали с врачом, который работает в госпитале в Джаве, и он говорил о том, что 8 августа к нему поступило 50 раненых, как гражданских, так и военных, и 9 августа, когда там уже развернул работу небольшой полевой военный госпиталь, поступило еще около 60 раненых, тоже и гражданских и военных. По нашим наблюдениям, число раненых, в первую очередь число раненых гражданских остается достаточно низким».
Правозащитники утверждают, что силы ополченцев постоянно увеличиваются за счет прибывающих со стороны Северной Осетии людей. Татьяна Локшина рассказала, что с особенным уважением местные жители отзывались об ополченцах-казаках: «Граждане, вовлеченные в вооруженное ополчение в Южной Осетии, очень ценят помощь, которую получают от российской армии, и они с особым уважением отзываются о казачьих частях. Раньше в прессе проходила информация о том, что в России формировались добровольческие отряды и посылались в Южную Осетию. Мы услышали вчера непосредственно от ополченцев, что да, действительно, казачьи отряды приезжали и воевали прямо внутри ополчения, будучи одеты в то же самое обмундирование. Фактически отличить их от местных было нельзя».
По словам Татьяны Локшиной, в понедельник было объявлено, что аккредитованные при МИДе РФ иностранные журналисты смогут посетить Цхинвали 12 августа: «Судя по всему, этот официальный пресс-тур организован ФСБ, потому что сообщать имена и названия изданий нужно было непосредственно в Федеральную службу безопасности. Таким образом, в ближайшее время действительно достаточно большая группа иностранных журналистов, у которых есть необходимая аккредитация, все-таки попадет в Цхинвали».