Беженцы продолжают прибывать в Северную Осетию

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.



Андрей Шароградский : Главная тема - обстановка в зоне вооруженного конфликта между Россией и Грузией. Там приступил к работе наш специальный корреспондент Олег Кусов. Сейчас он находится во Владикавказе. Он на линии прямого эфира по телефону.


Олег, здравствуйте! Вам слово. Расскажите подробнее о гуманитарной ситуации.



Олег Кусов : Здравствуйте, Андрей! Беженцы продолжают прибывать в Северную Осетию по единственной дороге, связывающей Южную Осетию с Северной. Вдоль этой горной трассы еще стоит российская боевая техника. Подразделение перемещается в обоих направлениях. По средствам массовой информации республики звучит обращение руководителей правоохранительных органов к местному населению с просьбой воздержаться от поездок по трассам Владикавказ-Алагир, Алагир-Цхинвали. Эти трассы перегружены. Переполнен также и алагирский лагерь беженцев. Ежедневно сюда приезжает примерно 800-900 человек. А он всего рассчитан на 400 человек. В одной палатке живут не менее 20 человек. Также беженцев размещают в санаториях, домах отдыха, школах. Обездоленных людей отправляют в дома отдыха Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ставропольского края и других северокавказских регионов. Словом, повторилось то, что уже происходило с этими же людьми в начале 90-х годов прошлого века, когда против южных осетин выступили вооруженные формирования режима Звиада Гамсахурдиа.


По перегруженной транскавказской автомагистрали в сторону Южной Осетии идут грузовики с гуманитарной помощью. Первая партия общим весом 200-400 тонн была отправлена позавчера. Поток с тех пор не прекращается. Южноосетины отмечают при этом, что помощь им оказывает только Россия. Беженцы постепенно выходят из стрессовой ситуации, из стрессового состояния. Они начинают строить планы на ближайшее будущее. Не все из них рассчитывают вернуться в Южную Осетию. Многие полагают, что им необходимо поселиться в более спокойных регионах. Они имеют в виду республики и края Северного Кавказа.


Власти Северной Осетии, напротив, пытаются предотвратить возможный отъезд южных осетин в глубь России. Они обещают восстановить главные объекты жизнедеятельности в Южной Осетии - это хлебозавод, электроподстанции, больницы и другие - в течение 2-3 месяцев, создав, таким образом, необходимые условия для возвращения людей.


Из политических событий. Сегодня во Владикавказе активно обсуждают обращение североосетинского парламента к федеральным органам власти с просьбой о признании независимости Южной Осетии. Это обращение было принято парламентариями вчера вечером единогласно. В обеих республиках, как создается впечатление, оно было тоже встречено единогласно, с одобрением.



Андрей Шароградский : Олег, вы наверняка уже беседовали со многими беженцами из Южной Осетии. Рассказывали ли они хотя бы как-то косвенно были ли свидетельства о тех зверствах, о которых Владимир Путин неоднократно заявлял, утверждая, что в Южной Осетии происходит геноцид?



Олег Кусов : Да, конечно. В разговорах с беженцами, прежде всего, бросается в глаза эта эмоциональность, это стрессовое состояние, в котором они находятся. Конечно же, эти люди, приехавшие с войны, полны ужаса. Они видели стреляющих в них людей. Но дело в том, что не все из них, конечно, повторяют те же слова, которые говорят политики в Москве. Хотя мнения сейчас самые-самые разные. Одни, конечно, убеждены, что против них были предприняты страшные карательные меры, другие наоборот, в общем-то, считают, что вина лежит только на отдельных каких-то подразделениях. Полная сумятица. И говорить о чем-то очень и очень сложно.



Андрей Шароградский : Спасибо, Олег!