Тбилиси нашел в Южной Осетии «новую Сребреницу»

В грузинских селах на территории Южной Осетии можно встретить только вооруженных осетинских бойцов

Саакашвили окружил себя президентами


Министр по делам беженцев и расселению Коба Субелиани сообщил на брифинге, что число грузинских беженцев из Южной Осетии только в Тбилиси превышает 16 тысяч человек. Они размещены в зданиях школ и детских садов. Государство выделило определённые средства для помощи. Что касается общего количества только грузинских беженцев из зоны конфликта, а также из городов Гори, Зугдиди и Сенаки, то это число достигает 100 тысяч - с учетом того, что многие жители этих городов бежали в близлежащие села, чтобы переждать бомбардировки и ракетные удары и спасти свои семьи.


Президент Саакашвили на брифинге с участием президентов Литвы, Польши и Эстонии, которые приехали в Грузию, чтобы поддержать страну, заявил, что уже после согласования мирного плана президента Саркози с ним и президентом Медведевым, российская танковая колонна выдвинулась в сторону Гори и, полностью заняв этот город, приступила к полному уничтожению не только военных объектов, но и административных зданий. Это произошло утром в среду, когда соглашение о прекращении военных действий уже вступило в силу. По словам Михаила Саакашвили, российские военные захватили порт Поти на черноморском побережье и взорвали все военные и торговые суда. Причем угрожали взорвать их ударами с воздуха, то есть разбомбить порт, если грузинская сторона окажет сопротивление. Президент Саакашвили навал «новой Сребреницей» грузинское село Тамарашени в Южной Осетии, где, по его утверждению, организован концентрационный лагерь для этнических грузин, живущих в Южной Осетии.


Секретарь Совета национальной безопасности Грузии Александр Ломая сообщил журналистам, что российские военные пытаются контролировать все главные дороги страны. А в грузинских селах у границ Южной Осетии бесчинствуют вооруженные группы неизвестной принадлежности. Они грабят и убивают мирных жителей. При этом Александр Ломая не утверждал, что это именно российские части, но дал понять, что речь идет об осетинских формированиях.


Госминистр Грузии по реинтеграции Тимур Якобашвили заявил, что ведутся переговоры с российской стороной по обмену пленными и созданию гуманитарного коридора: «Вчера всю ночь мы вели переговоры с российской стороной по обеспечению вывоза из грузинских сел Южной Осетии тел погибших и обмена пленными. Сейчас оговариваются детали. Я надеюсь, что и они в ближайшее время будут согласованы».


Как известно, несколько российских летчиков находятся в плену в Грузии, и Тбилиси предлагает обменять их по принципу «всех на всех». Переговоры с российской стороной ведутся через Красный крест и посольство России. В российском дипломатическом ведомстве продолжается регистрация граждан России, желающих покинуть Грузию самолетами МЧС.


Северная Осетия с трудом справляется с наплывом беженцев


В Северную Осетию беженцы продолжают прибывать по единственной дороге, связывающей ее с Южной Осетией. Вдоль этой горной трассы еще стоит российская боевая техника. Воинские подразделения перемещается в обоих направлениях. В средствах массовой информации республики звучит обращение руководителей правоохранительных органов к местному населению с просьбой воздержаться от поездок по трассам Владикавказ-Алагир, Алагир-Цхинвали. Эти трассы перегружены. Переполнен также и алагирский лагерь беженцев. Ежедневно сюда прибывают примерно 800-900 человек. А он всего рассчитан на 400 человек. В одной палатке живут не менее 20 человек. Также беженцев размещают в санаториях, домах отдыха, школах. Обездоленных людей отправляют в дома отдыха Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ставропольского края и других северокавказских регионов. Словом, повторилось то, что уже происходило с этими же людьми в начале 90-х годов, когда против южных осетин выступили вооруженные формирования режима Звиада Гамсахурдиа.


По перегруженной транскавказской автомагистрали в сторону Южной Осетии идут грузовики с гуманитарной помощью. Первая партия общим весом до 400 тонн была отправлена позавчера. Поток с тех пор не прекращается. Представители Южной Осетии отмечают при этом, что помощь им оказывает только Россия. Беженцы постепенно выходят из стрессового состояния. Они начинают строить планы на ближайшее будущее. Не все из них рассчитывают вернуться в Южную Осетию. Многие полагают, что им необходимо поселиться в более спокойных регионах. Они имеют в виду республики и края Северного Кавказа.


Власти Северной Осетии, напротив, пытаются предотвратить возможный отъезд южных осетин в глубь России. Они обещают восстановить главные объекты жизнедеятельности в Южной Осетии - хлебозавод, электроподстанции, больницы - в течение 2-3 месяцев, создав таким образом необходимые условия для возвращения людей.


Впечатления очевидца: люди, приехавшие с войны, полны ужаса. Они видели стреляющих в них людей. Не все из них, конечно, повторяют те же слова, которые говорят политики в Москве. Хотя мнения сейчас самые-самые разные. Одни, конечно, убеждены, что против них были предприняты страшные карательные меры, другие наоборот, в общем-то, считают, что вина лежит только на отдельных подразделениях.


Сегодня во Владикавказе активно обсуждают обращение североосетинского парламента к федеральным органам власти с просьбой о признании независимости Южной Осетии. Это обращение было принято парламентариями вчера вечером единогласно. В обеих республиках, как создается впечатление, оно было тоже встречено единогласно, с одобрением.