Белоруссия ответила на упрек посла России в Минске Александра Сурикова, который еще во вторник критиковал власти Белоруссии за «скромное молчание» относительно событий в Южной Осетии:
«Нам не понятно, почему власти Белоруссии хранят такое скромное молчание. Правда, второстепенный чиновник МИДа Белоруссии высказался, выразил "озабоченность» событиями в Южной Осетии. А руководитель "Белтелерадио" ёрничает над российской стороной, что они такие - ничего не могут, не блокировали с моря, не ударили по узлам связи и так далее. Зачем же ёрничать над этим делом?», - отметил тогда дипломат.
Суриков напомнил, что Россия всегда выступала против введения экономических санкций в отношении Белоруссии, защищала позицию страны при обсуждении ситуации с правами человека. Дипломат обратил внимание, что Минск даже не предложил гуманитарную помощь для пострадавших.
На протяжении всего грузино-осетинского вооруженного конфликта Минск демонстрирует несвойственный нейтралитет. Даже в новостных телекартинках присутствуют две правды во взглядах на войну - российская и грузинская.
Подействовала ли критика, но накануне президент Белоруссии Александр Лукашенко выразил соболезнования президенту России Дмитрию Медведеву и всему российскому народу в связи трагическими событиями в Южной Осетии. В адрес руководства Грузии подобная телеграмма не направлена. Возможно, еще и потому, что Минск является неформальной столицей Содружества независимых государств, здесь находится штаб-квартира исполнительного комитета СНГ. А ведь на митинге 12 августа в Тбилиси президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о выходе своей страны из состава СНГ. Белорусский МИД поспешил заверить, что Белоруссия является сторонником развития и укрепления Содружества.
В свою очередь в минской штаб-квартире не комментируют возможность выхода Грузии из состава СНГ. Там лишь уточнили, что в исполком не поступало официального уведомления грузинской стороны.
Председатель комиссии по международным делам и национальной безопасности совета республики Николай Чергинец заявил, что в белорусском парламенте не драматизируют ситуацию с возможным выходом Грузии и других стран из СНГ. А депутат палаты представителей национального собрания Анатолий Красуцкий, в свою очередь, уверен, что власти Грузии планируют извлечь из нынешнего конфликта немалую выгоду для осуществления своих планов:
«Все политики прекрасно понимали, что этот момент должен был настать в связи с заявлением Грузии о возможном вступлении в НАТО. Прикрытием была только фраза о сохранении целостности республики».
Статья 9 Устава СНГ гласит, что любое государство вправе выйти из Содружества. Однакоо таком намерении руководство страны должно известить исполком СНГ письменно за 12 месяцев до выхода. «Обязательства, возникшие в период участия в СНГ, связывают соответствующие государства до их полного выполнения», - говорится в Уставе.