Джордж Буш вновь пытается провести через конгресс свою идею об отмене запрета добычи нефти на американском континентальном шельфе. Цены на бензин в США остаются беспрецедентно высокими, и стали даже одной из самых обсуждаемых тем в политических кругах в преддверие президентских выборов.
Еще в середине июля Белый дом снял имеющий ограниченную силу запрет на нефтедобычу на океанском шельфе у западного и восточного побережий Соединенных Штатов, а также в восточной части Мексиканского залива. Но инициатива Джорджа Буша имеет скорее символическое значение, потому что отменить федеральный закон о запрете офшорного бурения может только конгресс. Запрет был введен в 1982 году во имя недопущения экологических катастроф в случае аварийных разливов нефти.
Буш также настаивал на законодательном разрешении нефтеразработки в зоне природного заповедника на севере штата Аляска. Находящееся неподалеку от этого заповедника крупное Аляскинское месторождение северного склона Прадхо-Бэй вот уже 30 лет дает нефть, которая транспортируется на юг по 1300-километровому нефтепроводу. Но сегодня основная ставка делается на нефтеразработку океанского дна у берегов США в полосе до 200 морских миль.
После того как демократы перед уходом конгресса в отпуск заблокировали голосование по оффшорному бурению, республиканцы продолжают настаивать на проведению специальной сессии нижней палаты для голосования. Члены республиканской фракции Палаты представителей по этому поводу устроили в Капитолии пресс-конференцию с участием своего влиятельного однопартийца Ньюта Гингрича, бывшего спикера палаты:
«Когда мы закупаем нефть за границей на 700 миллиардов долларов в год и большая часть этой суммы идет в карман диктаторам, когда мы даем возможность некоторым людям и организациям существовать за счет высоких цен на нефть – это негодная политика национальной безопасности», - заявил он.
Согласно опросу общественного мнения, проведенному для телекомпании CNN корпорацией Opinion Research, 69% американцев поддерживают расширение оффшорного бурения нефтяных скважин, в то время как 30% – выступают против.
Достаточно ли богаты нефтью для разрешения бензинового кризиса месторождения шельфа, РС прокомментировал директор центра исследований энергетики и окружающей среды Бостонского университета Роберт Кофманн.
- Это сложно оценить до тех пор, пока не начнется бурение скважин. Американскому правительству, по крайней мере, известно, что в районах, доступных сейчас для бурения на территории США, залегает около 41 миллиарда баррелей нефти, и около 19 миллиардов баррелей – там, где бурение запрещено. Самый вероятный сценарий - и администрация с этим согласна – сводится к тому, что если открыть эти районы для бурения и начать добывать там нефть, то это практически не изменит ситуацию на рынке вплоть до 2017 года. После этого снабжение Соединенных Штатов нефтью возрастет от 1 до 4%, что не решит проблему ни в краткосрочном плане, ни в отдаленной перспективе. Думаю, эта мера предлагается для того, чтобы отвлечь людей, создать иллюзию решения проблемы.
- А какова ситуация с нефтяными богатствами Аляски?
- Результаты пробного бурения скважины в Арктическом национальном заповеднике указывают на то, что, начав бурить там сегодня, в следующем десятилетии мы будем оттуда получать не более миллиона баррелей в день. Это двадцатая часть нынешнего ежедневного объема потребления нефти в США, или, соответственно, одна восемьдесят шестая часть мирового потребления. То есть Аляска даст очень небольшое приращение добычи нефти и мало повлияет на ценообразование или на нефтезависимость страны.
Скромно оценивает инициативу президента и другой эксперт в сфере энергетики, директор Института энергетики при Калифорнийском университете в Беркли Северин Боренстайн:
- Разработка шельфа у побережья США может дать нефть и газ только в отдаленном будущем. Но в ближайшей и даже среднесрочной перспективе – практически не скажется на всемирном нефтяном рынке.
Более оптимистично настроен представитель нефтяного бизнеса, вице-президент инженеринговой компании Black and Beach Скотт Смит:
- Я считаю недальновидным утверждение о бесполезности развития оффшорного бурения. Мы имеем дело только с частью головоломки. Всегда трудно точно определить объемы нефтяных резервов и потенциал нефтедобычи. Но, по-моему, попробовать испытать дополнительные возможности имеет больший смысл, чем вообще не рассматривать их. Разработка нефти всегда богата на сюрпризы. Бурение позволяет лучше узнать геологию региона, и зачастую – открыть в нем больше ресурсов, чем предполагалось.