Размер взыскания ФАС будет для «Мечела» комфортным

Эффект снижения цен на уголь на внутреннем рынке будет эфемерным для экономики, говорят эксперты

Федеральная антимонопольная служба России признала компанию «Мечел» виновной в нарушении закона о конкуренции, что, по ее мнению, выразилось в поддержании монопольно высоких цен на коксующийся уголь, а также в создании дискриминационных условий для отдельных групп его потребителей.


Проверки антимонопольщиков начались после жалобы металлургических комбинатов - потребителей продукции компании и после того, как премьер Владимир Путин обвинил компанию в трансфертном ценообразовании, когда уголь продавался на экспорт через дочерние подразделения «Мечела» в четыре раза дешевле, чем внутри страны.


Компания будет оштрафована. Согласно антимонопольному законодательству, величина взыскания может достигать до 15% размера годовой выручки от продажи, в данном случае, коксующегося угля. Однако в связи с тем, что «Мечел» активно сотрудничал с ФАС, штраф может быть невысоким, считают эксперты.


Комментирует аналитик инвестиционной компании «Проспект» Дмитрий Парфенов:
- Предварительно стороны озвучивали, что решение будет, можно так сказать, в пользу «Мечела», то есть минимальные санкции будут применены к компании, поскольку ее менеджмент активно помогал в этом расследовании, и сама компания перешла на длинные контракты, то есть практически сразу было заключено несколько договоров на длинные поставки, поэтому я предполагаю, что решение будет достаточно комфортным для компании, будет где-то порядка 1%, может быть, 2% общей стоимости реализации коксующегося угля компании - это где-то в денежном выражении может быть на уровне 30-50 миллионов долларов, я думаю, наверное, вряд ли больше будет.


- Эксперты утверждают, что одним из условий применения минимального наказания для «Мечела» может стать обязательство с его стороны снизить внутренние цены на коксующийся уголь примерно на 30%. Будет ли полезным для рынка такое решение?
- Я, собственно, не сторонник подобного рода решений, поскольку они исходят не из экономической целесообразности, а исключительно преследуют целью либо снижение определенного уровня инфляции в некоторых секторах, причем не во всей экономике, а лишь в некоторых секторах, и происходят они в достаточно отрыве от мировой конъюнктуры, поскольку на мировом рынке цена на коксующийся уголь растет, и, снизив цены со стороны «Мечела», к примеру, или других поставщиков коксующегося угля на российском рынке, мы придем лишь к тому, что у нас металлурги, которые потребляют этот коксующийся уголь, например, тот же НЛМК или ММК, по инициативе которых, собственно, и было проведено это расследование, они будут просто получать чуть большую маржу. Хотя при всем при том металлурги и там обладают неплохой маржей. Поэтому в эффективность этой меры снижения цены я не верю, и ее качество для экономики получается немножко эфемерным.


- А в целом насколько сейчас внутренние цены на коксующийся уголь отличаются от мировых?
- По моим сведениям, там богатый, жирный коксующийся уголь. К-9, к примеру, стоит на российском рынке порядка 6 тысяч рублей за тонну, что примерно равно 250 долларам за тонну. На мировом рынке на спотовых условиях он оценивается примерно в 280-300 долларов за тонну. То есть различие минимально, оно как раз составляет разницу в доставке, и цены на российском рынке объективно чуть ниже. То есть, возможно, «Мечел» продавал часть контрактов своих на внешние рынки по более низкой цене, что, собственно, и стало причиной подобного расследования. Но, повторюсь, это не практика, а в основном цены на российском рынке чуть ниже мировых.


- Федеральная антимонопольная служба сегодня проводит аналогичные расследования в отношении и других поставщиков коксующегося угля - компании «Распадский уголь» и группы «Евраз». Надо полагать, что им также придется выплачивать штрафы?
- Да, такие решения, скорее всего, приняты будут, и менеджмент «Распадской» и «Евраза» уже также сделали упредительные меры по смягчению возможных последствий - заключили и долгосрочные контракты, и объявили о некотором замораживании цен, и, соответственно, идут на полный контакт с представителями ФАС, помогая им в расследовании. Поэтому, я думаю, санкции, скорее всего, тоже будут минимальные, если они вообще будут использованы. Что же касается цены, скорее всего, она будет незначительно снижена, на не очень большой процент, поскольку это невыгодно будет никому.