В Южной Осетии отправлено в отставку правительство и введено чрезвычайное положение. Согласно указу президента Эдуарда Кокойты, до 17 августа время устанавливается особый режим въезда и выезда в непризнанную республику, предусмотрен личный досмотр граждан. В Цхинвали вводится комендантский час. В воскресенье на заседании правительства Кокойты подверг критике членов кабинета министров за затягивание распределения гуманитарной помощи и неэффективное выполнение поручений. Местный политолог Геннадий Кокоев считает, что у Кокойты было достаточно оснований для смены состава правительства.
- Я думаю, что это обычная процедура, которую президент может себе, по конституции, позволить. И, наверное, у него есть основания для этого. Многие правительственные чиновники, в том числе и из состава правительства, оказались не в состоянии выполнять свои функции в экстремальной ситуации, откровенно растерялись и не знали, что делать в сложившихся условиях. Речь идет о военной ситуации, когда надо было максимально избежать жертв, обеспечить эвакуацию населения и сделать так, чтобы люди оказались в безопасности. Этого не было сделано. И плюс некоторые просчеты, наверное, во время боевых действий.
- Как это решение президента может повлиять на ситуацию в Южной Осетии?
- Я не думаю, чтобы это вызвало какие-то кардинальные и радикальные последствия для населения, для ситуации в республике Южная Осетия.
- Какая сейчас обстановка в Цхинвали, в Южной Осетии?
- Стабильная обстановка. Пока в Южной Осетии ищут пропавших без вести - их довольно много, занимаются печальными ритуальными обрядами. Одновременно идет распределение гуманитарной помощи. Со дня на день начнется подача воды в Цхинвали, восстановление электроснабжения. И жизнь потихоньку войдет в свое русло. Естественно, усилия должны быть предприняты поистине титанические для того, чтобы восстановить то, что было разрушено в результате грузинской агрессии.
- Возвращаются ли беженцы в свои дома?
- Пока этот процесс идет достаточно медленно, но несколько десятков человек уже вернулись в свои дома, особенно те, которые были повреждены не очень серьезно. Но пока беженцы предпочитают где-нибудь отдохнуть от того шока, который они пережили.
- Как в Южной Осетии отнеслись к итогам визита Ангелы Меркель в Тбилиси?
- В Южной Осетии негативно воспринимают деятельность Запада, поскольку именно западные страны благословили Грузию на тот геноцид, этнические чистки. Я не буду следовать совету Кондолизы Райс не употреблять эти выражения. Это в самом деле акт геноцида и этнические чистки. Если бы вы были здесь 8 августа, вы бы воочию смогли в этом убедиться, а я все это наблюдал своими глазами. И продолжается какая-то непонятная и, честно говоря, нерациональная риторика о какой-то мифической территориальной целостности Грузии.
- Как оценивают в Южной Осетии план мирного урегулирования, который подписали власти Тбилиси и Москва?
- Это план подписан также Багапшем и Кокойты, и поэтому этот план находит свое отражение. Но в Южной Осетии и Абхазии надеются, что за этим последует признание республик Абхазии и Южной Осетии на международном уровне, в рамках устава ООН. Если бы это признание было достигнуто и было реализовано хотя бы в начале августа, то мы могли бы избежать такого колоссального количества жертв.