В Грузии состоялся обмен пленными

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Георгий Кобаладзе и Олег Кусов.



Андрей Шароградский: Сегодня состоялся обмен пленными - военнослужащими российской и грузинской армии, захваченными в ходе конфликта между Россией и Грузией. Из Тбилиси передает наш корреспондент Георгий Кобаладзе.



Георгий Кобаладзе: Грузинская и российская стороны произвели обмен пленными по принципу «всех на всех» у поселка Игоети, который уже несколько дней занят российскими войсками. Игоети находится всего в 35 километрах от Тбилиси, вне территории Южной Осетии. Пять российских военнопленных, в том числе 2 летчика, самолеты которых грузинские ПВО сбили во время бомбардировок, были обменены на 15 грузинских военнопленных.


Накануне стороны не смогли договориться об обмене, поскольку в Цхинвали, на самом деле, содержится гораздо больше пленных грузин, но они не военнослужащие грузинской армии, а местные жители, которых арестовали южноосетинские спецслужбы. Тем не менее, грузинская сторона решила согласиться на обмен «всех на всех» и сняла требование об освобождении других пленных грузин.


Общая ситуация и дислокация российских войск не изменилась. Российские военные, уже в форме и с нашивками миротворческих сил, продолжают занимать город Гори и блокируют центральную автотрассу Восток-Запад, объясняя свои действия тем, что Гори, как и автомобильная магистраль, входят в зону безопасности вокруг Южной Осетии, которая простирается на 15 километров по всему периметру непризнанной республики. Однако, если учитывать географическое положение Южной Осетии, получается, что российские войска, удерживая всю центральную часть Грузии, тем самым намерены и впредь блокировать все важнейшие коммуникационные линии, проходящие через центральные регионы страны, без освобождения которых невозможно не просто экономическое развитие, но даже жизнеобеспечение не только Грузии, но соседней Армении и во многом Азербайджана.


Во вторник российские военные вошли в порт Поти и, по сообщению МВД Грузии, начали вывозить имущество порта. Все работы по разгрузке товаров, предназначенных Грузии, Армении, Азербайджану, а также товаров из центральной Азии приостановлены.


Тем не менее, грузинская сторона продолжает осторожные попытки помешать продвижению российских военных колонн вглубь территории страны. Например, у городка Сачхере, а также близ Боржоми местная патрульная полиция перегородила дорогу патрульными машинами, и российские БТРы вернулись обратно в Хашури, где по-прежнему действует комендантский час. А у поселка Игоети студенты грузинских вузов провели демонстрацию протеста, они размахивали флагами и требовали немедленного вывода российских войск из страны.


Верховный комиссар ООН по делам беженцев Антонио Гутеррес, срочно прибыв в Грузию, заявил после встречи с госминистром по реинтеграции Темуром Якобашвили, что Организация объединенных наций будет внимательно следить за ситуацией и окажет беженцам всевозможную помощь. Согласно заявлению депутата парламента, бывшего министра по делам беженцев и расселению Кобы Субелиани, число беженцев превысило 200 тысяч человек. Однако, по мнению экспертов, эта цифра требует уточнения, поскольку, по последним данным, 80 процентов населения города Гори, занятого российскими войсками, уже вернулось в свои дома. Таким образом, число беженцев несколько сократилось, но, по оценке экспертов, оно достигает 100 тысяч человек, если иметь в виду, что все грузинское население самой Южной Осетии и прилегающих к непризнанной республике сел по-прежнему находится в Тбилиси и живет в зданиях школ, детских садов либо в спешно организованных палаточных городках. Депутат парламента страны Бадри Басишвили заявил в интервью Радио Свобода, что этим людям (в отличие от жителей Гори) уже некуда будет возвращаться, поскольку грузинские села в Южной Осетии полностью сожжены.



Андрей Шароградский: В зоне конфликта работает наш специальный корреспондент Олег Кусов, который сейчас присоединяется к нашему разговору в прямом эфире по телефону.


Олег, насколько я знаю, в данный момент вы находитесь в Северной Осетии, расскажите об обстановке там.



Олег Кусов: Я побывал на границе Северной и Южной Осетии, у северного портала Рокского тоннеля. Здесь скопилось большое количество автотранспорта. Беженцам приходится подолгу ожидать разрешения на проезд в Южную Осетию. Пограничники объясняют сложившуюся ситуацию возвращением по Транскавказской магистрали боевой техники 58-й армии. Транскам - это очень узкая горная дорога, и на этой дороге я видел и конвои с гуманитарным грузом, и личный автотранспорт беженцев, и военные машины и боевую технику, которые ехали в обоих направлениях - как в сторону Южной Осетии, так и в сторону Владикавказа. Сложно судить по этим передвижениям, куда все-таки направляются российские военные. Сейчас, на мой взгляд, Транскавказская автомагистраль и прилегающие к ней районы подпадают под классическое определение военного плацдарма. Если до вооруженных событий в Южной Осетии Северную Осетию называли форпостом России на Кавказе, то сегодня это, конечно, военный плацдарм России на Кавказе.


В Цхинвали, по информации очевидцев, которые вернулись из этого города, восстановительные работы продолжаются. Специалисты пытаются решить проблему водоснабжения города. Только четыре генератора пока работают и дают электроэнергию, и конечно, это очень мало как для восстановления водоснабжения, так и для восстановления всей жизнедеятельности в этом городе. По данным МЧС Северной Осетии, гуманитарную помощь Южной Осетии оказывают 35 регионов России. Официальные данные, которые приводятся в различных бюллетенях, а также в информационных сводках, довольно впечатляющие, очень большие объемы гуманитарной помощи сегодня идут в Южную Осетию. На этом фоне лично меня удивляют рассказы беженцев в Северной Осетии, которые зарегистрированы в органах власти, но до сих пор не получили ничего, и к ним не проявлено никакого внимания, как они мне сами говорят. Также специалисты МЧС мне рассказали, что в Цхинвали работают два мобильных госпиталя, которые ежедневно проводят до 10 хирургических операций. Раненые и травмированные люди находятся также в больницах Северной Осетии - это примерно около 300 человек.


Отдельного внимания требует, конечно, рассказ о грузинских селениях Южной Осетии. По словам очевидцев, которые продолжают через эти селения проезжать в Северную Осетию, ситуация в них гораздо плачевнее, чем в Цхинвали, где хоть как-то идут восстановительные работы. На месте грузинских домов в селениях полная разруха, дымятся еще какие-то дома, имущество грузинских жителей, бывших жителей этих селений, разграблено. В завалах могут находиться еще трупы погибших людей, в том числе и грузинских военных, как говорят люди. На днях в Цхинвали обнаружено 50 трупов грузинских военных, которые были похоронены в одной общей могиле.