Совет Федерации принял обращение к президенту России с предложением признать независимость Южной Осетии и Абхазии

Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Карэн Агамиров.



Михаил Саленков: Совет Федерации единогласно принял обращение к Дмитрию Медведеву, президенту России, с предложением признать независимость Южной Осетии и Абхазии. Произошло это чуть больше часа назад на внеочередном заседании палаты российского парламента. На это заседание приехали и руководители Абхазии и Южной Осетии, Сергей Багапш и Эдуард Кокойты. С утра в Совете Федерации работал мой коллега Карэн Агамиров, сейчас он рядом со мной в студии.


Карэн, что же сегодня происходило в здании парламента?



Карэн Агамиров: В общем, ничего неожиданного не произошло: 130 - "за", голосование было открытое, ноль - "против". Совет Федерации Федерального Собрания, всецело поддерживая политику в отношении Южной Осетии и Абхазии, проводимую президентом России, подчеркивая, что на протяжении многих лет Россия участвовала в поиске мирных путей урегулирования грузино-югоосетинского и грузино-абхазского конфликтов, отмечая, что отказ Грузии от подписания соглашения о неприменении силы и последовавшие в начале августа этого года ее агрессивные действия, в итоге которых погибли тысячи мирных жителей Южной Осетии и обострился грузино-абхазский конфликт, окончательно лишили грузинское руководство права претендовать на то, чтобы народы Южной Осетии и Абхазии зависели от его авантюристической политики, приведшей к гуманитарной катастрофе.


Эпитетов сегодня хватало, назвали и варварами, и убийцами, и "пособники из-за рубежа", и "приспешники Запада". Светлана Орлова, вице-спикер Совета Федерации, внесла новое определение грузинского режима, она назвала его фашистским просто. Обосновывая данное обращение, Сергей Миронов сказал.



Сергей Миронов: Один из главных правовых оснований признания независимости является основополагающий принцип международного права - право народов на самоопределение. В период выхода Грузии из состава Советского Союза в пределах бывшей Грузинской ССР были грубо нарушены права автономных образований, они в случае выхода союзной республики из состава СССР обладали право самостоятельно решать вопрос о своем пребывании в составе этой республики. После отказа Грузии проводить в марте 1991 года референдум о сохранении Союза юридически и фактически ее суверенитет на территориях Южной Осетии и Абхазии не распространялся...


Предоставить слово для выступления президенту республики Южная Осетия Эдуарду Джабеевичу Кокойты.



Эдуард Кокойты: Президент России принял мужественное, своевременное и единственно верное решение, проведя операцию по принуждению агрессора к миру. Это спасло малочисленный народ Осетии от третьего геноцида. Мы обращались к грузинской стороне, обращались после того, как президент Грузии, цинично заявив о том, что Грузия в одностороннем порядке прекращает боевые действия на территории Южной Осетии, и спустя 4 часа вероломно начинает эту войну. Защитники Южной Осетии, все жители маленького города, столицы Южной Осетии, которая сегодня превратилась в кавказский Сталинград, выстояли.



Карэн Агамиров: После принятия обращения сенаторы выглядели очень довольными, поздравляли друг друга. Но, вы знаете, никто из них не согласился комментировать это обращение, кроме вице-спикера Совета Федерации Александра Торшина, для Радио Свобода.


Что можно прогнозировать, кто поддержит из других государств это решение?



Александр Торшин: А вы знаете, поменьше надо оглядываться на тех, кто поддержит. Со временем благоразумные поддержат, а на буйных мы не рассчитываем. Умный поймет и догадается, а на дураков... что на них оглядываться? Мы совершенно спокойно смотрим. Я, честное слово, сегодня даже отказался выступать, потому что не хотел нагнетать ситуацию. Потому что то, что я видел, и то, что упорно замалчивает ваша радиостанция, - свыше 1600 погибших людей, расстрел наших миротворцев, применение "Града", - хоть бы сочувствие выразил кто этим людям. Ну, ладно, я сейчас эмоционален, но думаю, что надо дальше работать. И нужно сделать, чтобы Южная Осетия была процветающей и показала пример всем, как жить.



Карэн Агамиров: Обращение уже доставлено президенту России Дмитрию Медведеву.