Вековой юбилей. Олимпийские церемонии сегодня и сто лет назад

Парад участников тоже был впервые проведен в 1908 году

В мировой культуре, в мире знаков и символов есть особый шедевр. Это – иероглиф, удивительный, художественно выполненный знак. В иероглифе сливаются воедино смыслы и образы, значения и символы – знаки, зовущие к действию. Праздник открытия Олимпийских игр в Пекине был предъявлен миру как небывалый, космический иероглиф. О его смыслах, посланиях будут размышлять культурологи, филологи, семиотики и социологи. А историку спорта важно найти и обозначить истоки, начала того, что ныне было явлено в полноте зрелости и совершенства.


История современных олимпийских церемониалов начинается 6 апреля 1896 года парадом атлетов на возрожденном античном стадионе. Тогда же в Афинах впервые прозвучали музыка и слова Олимпийского гимна, написанные греческим композитором Спиро Самара.


А потом возникли проблемы. Финансовые возможности Олимпийского комитета по нынешним меркам были ничтожны. Две Олимпиады удалось провести с трудом, да и то лишь по милости Всемирных выставок индустриальных достижений. Их регламент не предусматривал олимпийских церемоний. Игры приравнивались к выставочным аттракционам.


Организаторам Игр четвертой Олимпиады в Лондоне пришлось участвовать в коммерческом проекте Франко-Британской выставки, но уже под патронажем королевской власти. Потому дирекция выставки финансировала строительство грандиозного олимпийского стадиона «Уайт Сити». Создавался первый в истории олимпийский спорткомплекс. На главной арене проходили соревнования по легкой атлетике, борьбе, игровым видам спорта и даже велогонки.


13 июля 1908 года в ложе для почетных гостей «Уайт Сити» разместились главы и представители правительств двадцати стран. В 15:49 на стадион прибыл король Эдуард VII с супругой Александрой. Прозвучали фанфары. Дальше – новое в протоколе церемонии: глава оргкомитета Игр Уильям Гренфелл спросил короля: «Объявит ли его величество Четвертую Олимпиаду открытой?». Монарх с достоинством ответил: «Я объявляю Олимпийские игры Лондона открытыми». Грянул гимн Великобритании.


Еще одна новация: 18 национальных сборных участвовали в параде, впервые неся государственные флаги. Увы, тогда же был открыт счет политическим акциям и досадным недоразумениям. Финны отказалась маршировать под российским флагом (княжество Финляндия входила в состав Российской империи). И еще, обидев Эдуарда VII , не подняли знамя в честь короля американские спортсмены. Потом оказалось, что Его величество серчало напрасно. Организаторы умудрились по ошибке вручить американцам флаг Китая, спортсмены которого в Играх вовсе не участвовали.


В ложе почетных гостей находился и посол России. Как нынче говорят, попал туда посол «на халяву».


Сто лет назад в играх Олимпиады впервые участвовала российская команда. Всего пять человек: Николай Орлов, Андрей Петров, Евгений Замотин, Григорий Демин, Николай Панин-Коломенкин. Олимпийский дебют россиян вовсе не был заслугой правительства. Поездку в Лондон оплатило Петербургское атлетическое общества, созданное и спонсированное членом МОК для России графом Георгием Рибопьером. Дебют был успешным: тяжеловес Петров и легковес Орлов завоевали серебряные награды в состязаниях борцов, а Николай Панин-Коломенкин стал первым российским олимпийским чемпионом - по фигурному катанию.


Одна из новаций имела далеко идущие последствия. В 1907 году член МОК для Италии граф Эугенио Брунетта д'Юссо учредил приз для спортсменов страны, наиболее успешно выступивших на Олимпийских играх. Результаты первого неофициального зачета: Великобритания – 304 очка, США – 103,5, Швеция – 46,3. Набрав 7 очков, команда России поделила в рейтинге 13 – 14 места с датчанами. Президент МОК Пьер де Кубертен неустанно твердил, что на Играх состязаются не страны, а спортсмены, и потому отнесся к нововведению с опаской. Основоположник оказался провидцем: так сто лет назад был выпущен из бутылки джинн политического соперничества олимпийцев.