Канцлер Германии Ангела Меркель отправилась на север Европы

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Юрий Векслер.



Кирилл Кобрин : Страны Европейского Союза готовят саммит этой организации, на котором 1 сентября постараются выработать единую позицию по отношению к России в связи с конфликтом в Грузии. Сегодня канцлер Германии Ангела Меркель отправилась на север Европы. Обозреватели считают главной целью его переговоров - попытку достичь европейского единства по деликатному вопросу о сотрудничестве с Москвой. Из Берлина передает корреспондент Радио Свобода Юрий Векслер.



Юрий Векслер: Ангела Меркель встретится в Стокгольме с премьер-министром Швеции Фредриком Рейнфельдтом, а в последующие дни с руководителями Эстонии и Литвы.


Темой бесед будет не только выработка общей линии в отношении конфликта на Кавказе, но и планируемое строительство североевропейского газопровода. О перспективах того - произведет ли это на Россию впечатление само проведение саммита Евросоюза по российско-грузинскому конфликту - координатор правительства Германии по вопросам германо-российского сотрудничества Андреас Шокенхофф сказал:



Андреас Шокенхофф: Дело не в том, чтобы произвести или не произвести впечатления на Москву, а в том, чтобы Евросоюз выработал единую и решительную позицию. Это было бы сильным ответом России. В прошлом страны Евросоюза слишком часто демонстрировали различные позиции в отношениях с Россией. И мы должны воспрепятствовать тому, чтобы Москва смогла расколоть Евросоюз. НАТО удалось, несмотря на разницу в позициях, достичь сплоченности в выработке ответа и я убежден, что Евросоюзу это тоже может удастся.



Юрий Векслер: Каким может быть ответ Евросоюз? Будет ли он жестким, или будет сделана ставка на дипломатические усилия?



Андреас Шокенхофф: Будет и то, и другое. Возврата к отношениям с Россией, как будто ничего не произошло, быть не может. Поэтому определенные виды отношений должны быть приостановлены и заморожены, но не оборваны. Должен быть выработан сильный сигнал, говорящий о том, что мы не признаем легитимными действия Москвы. С другой стороны, должен быть и сигнал о том, что мы заинтересованы в продолжении диалога с Россией, если Москва снова создаст для этого условия.



Юрий Векслер: Достаточно ли будет призывов и заявлений? Не будут ли выработаны санкции в отношении России?



Андреас Шокенхофф: Санкции могут нанести вред нам самим. Пока мы должны ясно напомнить России о ее же собственных интересах - не только мы являемся потребителем энергоносителей из России, но и Россия ориентирована на европейский рынок. Россия весьма заинтересована в экономическом сотрудничестве с Европой и, конечно, приостановление определенных договоренностей с Россией может быть для нее чувствительной.



Юрий Векслер: Означает ли отказ от санкций то, что Европе газ и нефть важнее, чем судьба Грузии?



Андреас Шокенхофф: Нет, я считаю, что газ и нефть важнее, прежде всего, Москве важнее, чем длительный конфликт с Евросоюзом. И мы должны России об этом ясно напомнить. Сейчас нам важно наше собственное единство. Ангела Меркель будет пытаться достичь единства позиций, прежде всего, с балтийскими странами. Ведь именно Литва долго блокировала переговоры о новом договоре о сотрудничестве с Россией. На данный момент у нас в Евросоюзе нет единой позиции по отношениям с Россией, и наши разногласия продолжаются уже давно. Но я надеюсь, что сейчас нам удастся достичь единства.



Юрий Векслер: Будет ли Евросоюз воспринимать признание российским парламентом независимости Абхазии и Южной Осетии как провоцирование?



Андреас Шокенхофф: Решающими для нас будут действия правительства. Дума уже один раз во время объявления независимости Косово обсуждала возможность признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Правительство же тогда заявило, что рассмотрит такую возможность. Если и сейчас правительство не осуществит признание как таковое, то это могло бы быть сигналом готовности к компромиссам. Так что, решающим будет поведение правительства России.