Лишь 3% россиян имеют представление о демонстрации правозащитников 1968 года

Спустя 40 лет этот лозунг вернулся на Красную площадь. Но сегодня в России до трех четвертей взрослого населения страны вообще ничего не знает о «Пражской весне», сообщает Левада-центр

25 августа исполнилось ровно 40 лет демонстрации семерых диссидентов на Красной площади, которые протестовали против вторжения войск Варшавского договора на территорию Чехословакии. Это - одно из самых важных и известных событий в истории сопротивления советскому режиму и в истории движения инакомыслящих.


В демонстрации 1968 года участвовали семеро: Лариса Богораз, Наталья Горбаневская, Павел Литвинов, Вадим Делоне, Константин Бабицкий, Владимир Дремлюга и Виктор Файнберг. Они держали в руках плакаты: «За вашу и нашу свободу!», «Позор оккупантам!», «Руки прочь от ЧССР!»


В память о демонстрации правозащитников 24 августа этого года гражданские активисты провели на Красной площади акцию под названием «День рождения свободы». Их тоже было семеро, и в руках они держали плакат с тем же лозунгом, с которым выступили 40 лет назад советские диссиденты: «За вашу и нашу свободу!».


Трое из семерых участников акции были задержаны милицией, их ждет суд по статье «Не установленный порядок проведения публичного мероприятия». Им грозит штраф до 1,5 тысяч рублей. «С тем, что было 40 лет назад, конечно, это вообще не сравнимо. Я думаю, что благодаря тем людям, в том числе, сейчас мы можем позволить себе акции и рассчитывать на то, что не будем сидеть годы в тюрьмах и психушках», - говорит участница акции Юлия Башинова.


По данным Левада-центра, лишь 3% россиян имеют представление о демонстрации правозащитников в 1968. И до трех четвертей взрослого населения страны вообще ничего не знает о «Пражской весне». Вот как комментирует эти данные заведующий отделом социально-политических исследований Левада-центра Борис Дубин: «Все время идет разрыв цепочки воспроизводства исторического опыта. Такого рода сознание поверит последним точкам зрения, которые будут предъявлены по самым массовым каналам, поскольку не имеет на этот счет никакого своего мнения. Поэтому, если судить по событиям последних недель и месяцев, ему можно навязать чувство своей невиновности, правоты и безответственности по отношению к чехам, к балтийским странам, Грузии. В этом смысле сохранение и поддержание памяти, работа с памятью, с чувством собственной ответственности и даже вины - все это могло бы стать хоть каким-то иммунитетом против того, чтобы раз за разом повторялись такие явления незнания и готовности присоединиться к господствующей точке зрения, какой бы они не была, лишь бы она господствовала и была передана по телевизору.


Вообще говоря, тоталитарные режимы (и не только наших отечественных кондиций, но и любые другие), естественно, свою властную диктатуру распространяют и на память. А это означает, что все проблемы, связанные с проблематикой ответственности, права, толерантности, неприкосновенности личности, все то, что так или иначе, не напрямую, но в конечном счете выходит на кодекс прав человека, на современное гуманистическое представление о людях, народах, взаимоотношениях и так далее, вся эта зона оказывается некультивированной. А это значит, в любой момент она может обернуться агрессией, закрыванием глаз на агрессию, если она проведена твоим же правительством и армией твоей страны и так далее. Короче говоря, загонять эти проблемы в подпол, а обычно тоталитарное устройство именно так и делает, это значит, в общем, подкладывать бомбу под будущее».