Правительство России не видит перспектив вступления страны во Всемирную торговую организацию в течение ближайшего года, заявил в понедельник первый вице-премьер Игорь Шувалов. Переговоры о присоединении России к ВТО продолжаются уже 14 лет, и еще месяц назад правительственные чиновники прогнозировали, что в ближайшее время они будут завершены. Однако события на Кавказе осложнили отношения между Россией и ее основными торговыми партнерами. В начале недели министр торговли США Карлос Гутьеррес заявил, что действия российских войск на территории Грузии ставят под угрозу, в частности, вступление России в ВТО. В ответ российское правительство, как пообещал Игорь Шувалов, откажется от выполнения некоторых соглашений, уже добровольно взятых страной в рамках этого процесса.
В правительстве пока отказываются называть перечень договоренностей, действия которых будет прекращено. Однако, по мнению аналитиков, в первую очередь это коснется обязательств в сфере сельского хозяйства, а пострадавшей стороной, прежде всего, окажутся Соединенные Штаты.
Аналитик инвестиционной компании «Антанта Пиоглобал» Станислав Савинов: «Я полагаю, что речь идет о сельскохозяйственной отрасли, о квотах на поставку, в частности, мясной продукции из Соединенных Штатов Америки и о ряде договоренностей о предоставлении субсидий. Дело в том, что Евросоюз и Соединенные Штаты Америки поддерживают своих фермеров, предоставляя очень большую субсидию, таким образом, ущемляя интересы третьих стран, стран третьего мира. То же самое они пытались навязать и нам. Таким образом, наверное, я полагаю, что были готовы пойти на эти условия. Сейчас же мы будем жестко отстаивать свою позицию. Мы также будем поддерживать своих фермеров».
Эксперты давно считают не отвечающими интересам России соглашения о порядке доступа на внутренний рынок американских поставщиков мяса. Эти документы устанавливают квоты на импорт говядины, свинины и мяса птицы, причем ввоз последнего уже превышает потребности страны.
Более того, по словам руководителя исполкома Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, от этого страдают и местные производители: «Что касается мяса птицы, то в самой тарифной квоте на США приходится 74,4% от общего объема ввоза. Но, как правило, квота американская целиком не выбирается. В этом году, правда, Америка почти что приближается к этой цифре заветной. И за первые полгода в поставках мяса птицы на долю США пришлось около 72%. На российских производителей, безусловно, поставки американского мяса птицы, которое более дешевое, чем, скажем, европейское или бразильское, сказывается негативно. Рост собственного производства в России продолжается. Последние 5-6 лет средний прирост производства составлял 16-18%. Пока эта динамика сохраняется, но, к сожалению, из-за значительного роста себестоимости в связи с дорогими кормами, которые достигли своих пиков в начале этого года, рентабельность многих предприятий, в том числе и наиболее эффективных, резко снизилась и даже была отрицательной. Поэтому избыточное предложение на рынке мяса птицы, которое мы наблюдаем последние месяцы, оно, конечно, не способствует тому, чтобы такая позитивная динамика продолжалась».
Впрочем, утверждает Сергей Юшин, возможное сокращение поставок из США мяса птицы не приведет к дефициту этого товара и, как следствие, к росту цен на него: «Я бы не стал так напрямую связывать, потому что избыточное давление американского мяса может быть компенсировано опять-таки собственным производством. Именно цена и может тогда, в общем-то, остаться приблизительно на том же уровне, просто будет импортозамещение. И никто же не говорит о запрете ввоза. Просто сегодня в ущерб как самим российским поставщикам, так и российскому рынку на долю США приходится тот объем, который рынку не нужен. Можно сократить объем квот американский, но при этом, скажем, увеличиться квота Европы или квота других государств. Возможный пересмотр договоренностей не ставит цель кому-то навредить, а просто сделать их более выгодными для российского производителя. А кто сможет воспользоваться ситуацией – это уже вопрос конкуренции между странами».
В целом же, по мнению экспертов, дальнейшее неучастие страны во Всемирной торговой организации вряд ли окажет негативное воздействие на российскую экономику в целом.
Но и вступление России в ВТО, как считает аналитик компании «Антанта Пиоглобал» Станислав Савинов, больших дивидендов ей не принесет: «Я полагаю, что основные выгоды были чисто имиджевые, поскольку Россия поставляет на мировой рынок сырьевые товары. Могла бы улучшиться ситуация с российскими металлургами, поскольку сейчас есть ряд запретительных мер для экспорта этой продукции, в частности, на рынок Евросоюза. Таким образом, если мы заморозим этот процесс вступления в ВТО, то ничего страшного не произойдет. Могут потерять лишь наши потребители, которые могут не увидеть дешевого импорта, дешевых услуг со стороны западных предпринимателей. Но в целом российская экономика выиграет, поскольку прямых выгод от вступления российской экономики в ВТО не прослеживалось. Мы получим больше возможностей сойти с этой сырьевой иглы, сделать такую продукцию, которая была бы конкурентоспособна по сравнению с импортом. Таким образом, я полагаю, теряет в основном российский потребитель, но в целом для экономики, для России это благо».
Тем не менее, в середине сентября в Женеве запланировано проведение очередного раунда переговоров об условиях присоединения России к ВТО. И пока никто из сторон не заявлял о том, что эти консультации не состоятся.