27 августа в Италии открывается 65-й Венецианский кинофестиваль. В конкурсной программе — 21 фильм. Есть лента и российского режиссера — это «Бумажный солдат» Алексея Германа. Кроме того, Россия представлена фильмом Михаила Калатозишвили «Дикое поле» — в специальной программе кинофестиваля «Горизонты». В качестве фильма-открытия организаторы выбрали ленту братьев Коэнов «Сжечь после прочтения» [Burn After Reading].
А вести церемонию открытия и закрытия, а также вручать будущим победителям статуэтки «Золотого льва», впервые будет российская актриса — Ксения Раппопорт. Это одна из неожиданностей кинофестиваля в Венеции, — рассказал в интервью Радио Свобода известный российский кинокритик Андрей Плахов:
«Это старейший фестиваль мира. Будут звезды на открытии, будут знаменитости. Возможно, что-то интересное будет придумано в самой процедуре, в церемонии открытия, но пока мы знаем только то, что вести эту церемонию будет наша соотечественница, актриса Ксения Раппопорт. Что для нас, конечно, и лестно, и довольно неожиданно, поскольку впервые это происходит в истории Венецианского фестиваля, да и вообще в истории мировых фестивалей, зарубежных, когда церемонию открытия и закрытия, кстати, будет вести российская актриса, причем на итальянском языке. Ксения Раппопорт уже успела сняться в нескольких итальянских картинах, причем крупных картинах, и, таким образом, она стала очень известна в Италии. Она получила приз Донателло за роль в фильме "Незнакомка" Джузеппе Торнаторе, изучила итальянский язык и, таким образом, вписалась в итальянский пейзаж, продолжая оставаться российской актрисой, что, конечно, интересный феномен».
— И более того, будет ведь даже один из представителей России в жюри.
— Да, Юрий Арабов, сценарист, в частности, фильма «Юрьев день» Кирилла Серебреникова, а также драматург, написавший сценарии очень многих знаменитых картин, в частности, фильмов Александра Сокурова очень многих, будет членом жюри фестиваля. Это не впервые происходит, Венецианский фестиваль имеет такую традицию: обычно приглашают в жюри, или основное, или в жюри дебютов, российских кинематографистов. В последние годы были в жюри Чулпан Хаматова, Рината Литвинова, я тоже участвовал в работе жюри, таким образом, это уже традиция. В этом году будет Юрий Арабов.
— Если говорить о количественном составе этого кинофестиваля, известно, что больше всего фильмов представляют Италия и Япония, но будет и российский фильм, причем режиссера, который второй раз подряд участвует в Венецианском кинофестивале.
— Я бы сказал, даже третий, если вы имеете в виду Алексея Германа-младшего. Он уже участвовал в Венеции, правда, не в конкурсе, а в параллельной программе, со своим фильмом-дебютом «Последний поезд» и получил, кстати говоря, такой поощрительный приз — это был 2003 год, победил фильм «Возвращение в Венецию», тоже российский фильм Андрея Звягинцева. А фильм Германа получил тоже почетный поощрительный приз в программе дебютов. А впоследствии он показывал в конкурсе картину «Гарпастум». В этом году его новый фильм «Бумажный солдат» вновь будет участвовать в конкурсе Венецианского фестиваля. Это говорит, с одной стороны, о том, что Венецианский фестиваль как бы воспитывает «своих» режиссеров, то есть у него есть как бы своя креатура и свои предпочтения. Они уже следят за теми режиссерами, которых они открыли, которых впервые показали, следят за их дальнейшим творчеством. Но, с другой стороны, конечно, если фильм разочаровывает, то вряд ли он все равно попадет, поэтому надо полагать, что эта картина понравилась отборочной комиссии. Действительно, в фестивале в конкурсе участвует четыре итальянских фильма — это пока что загадка, потому что мы знаем, что итальянское кино сейчас не так богато шедеврами, и японские картины классиков Такеши Китано и Хаяо Миядзаки. Несколько американских фильмов, французских. В общем, это такие основные кинодержавы, хотя представлены и страны, гораздо менее часто встречающиеся на фестивальной кинокарте. Вот Россия — одна из тех стран, которые, с одной стороны, не занимают, может быть, ведущего положения среди главных кинодержав сегодня, но в то же время регулярно представлены в программе Венецианского кинофестиваля, и это радует. И еще надо добавить, что другая российская картина — «Дикое поле» Михаила Калатозишвили — тоже участвует в венецианской программе, правда, не в конкурсной, а в программе «Горизонты», но там тоже есть свои призы, свое жюри, и этот фильм тоже имеет, безусловно, шансы на внимание, на успех.
— Если сейчас нельзя говорить о том, кто может получить «Золотого льва», тем не менее, на фестивале уже известно об одной награде, как минимум, о том, кому она будет вручена.
— Эрмано Ольми получит приз за вклад в кинематограф. В общем, это традиция Венецианского фестиваля — каждый год награждать какого-то крупного режиссера. Это был Дэвид Линч, это был Бертолуччи, иногда это зарубежные режиссеры, иногда итальянские. В этом году награда достанется классику итальянского кино, автору многих замечательных фильмов Эрмано Ольми.