Страны СНГ комментируют решение России предоставить независимость Южной Осетии и Абхазии

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Любовь Чижова, Владимир Ивахненко и Виталий Цыганков.



Кирилл Кобрин: Страны СНГ комментируют решение России предоставить независимость Южной Осетии и Абхазии: официальный Киев объявляет об отмене российско-украинских политических консультаций; парламент Белоруссии приглашает Абхазию и Южную Осетию в Союз Белоруссии и России. Внятной реакции других членов СНГ пока не последовало. Эксперты полагают, что они не хотят портить отношений ни с Россией, ни с Западом.



Любовь Чижова: Реакция Украины на признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии вполне предсказуема: МИД страны назвал этот шаг "авантюрным" и отменил визит своей делегации в Москву, где должны были состояться консультации с российскими дипломатами.


Подробности - у моего киевского коллеги Владимира Ивахненко.



Владимир Ивахненко: "Фактическая аннексия части грузинской территории путем создания и поддержки марионеточных режимов свидетельствует о реанимации Россией доктрины "права силы" при решении международных проблем", - отмечается в заявлении внешнеполитического ведомства. Президент Виктор Ющенко сказал, что Украина сожалеет в связи с принятием такого решения российскими властями.


"Ошибочной" позицию Москвы считает и хранившая долгое время молчание относительно российско-грузинского конфликта премьер Юлия Тимошенко. Говорит депутат Верховной Рады от Блока Тимошенко, политолог Владимир Полохало.



Владимир Полохало: Я бы в данном случае сказал, что реакция Европы, реакция лидеров европейских стран, международных структур европейских стран и реакция, позиция Блока Юлии Тимошенко практически идентичны.



Владимир Ивахненко: А лидер крупнейшей оппозиционной Партии регионов Виктор Янукович убежден, что Украина должна поддержать волю народов Абхазии и Южной Осетии к независимости. По словам бывшего премьера, решение Москвы является логичным продолжение процесса, который был основан западными странами в отношении признания независимости края Косово. Снова Владимир Полохало.



Владимир Полохало: В среде депутатского корпуса можно сказать, что здесь нет больших разногласий. Подавляющее большинство считает, что решение Государственной Думы и подписание президентом соответствующего указа Российской Федерации создает серьезные проблемы для функционирования на тех старых, выработанных после Второй мировой войны началах и принципах международного сообщества, функционирования самого этого международного сообщества.



Владимир Ивахненко: На будущей неделе на первом заседании Верховной Рады после летних каникул ожидается, что депутаты рассмотрят резолюцию, в которой осуждаются действия России по признанию независимости Абхазии и Южной Осетии.



Любовь Чижова: Пойдет ли официальный Минск на признание Южной Осетии и Абхазии? Белорусские наблюдатели считают, что Александр Лукашенко хотел бы балансировать между Западом и Россией, но в сегодняшней ситуации у него остается только один выбор - идти вслед за Москвой.


Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Минске Виталий Цыганков.



Виталий Цыганков: Белорусские официальные лица, Министерство иностранных дел и президент пока никак не высказывают свою позицию по поводу признания Россией Южной Осетии и Абхазии. Молчит и государственная пресса, очевидно, ожидая установок сверху. Из провластных политиков свою позицию высказывают только некоторые депутаты. Лидер Белорусской либерально-демократической партии Сергей Гайдукевич заявил: "Если мы с Россией союзники и строим союзное государство, то ответ должен быть однозначным: независимость Абхазии и Южной Осетии Беларусь должна признать". В свою очередь, большинство оппозиционных политиков предостерегает Минск от этого шага. Например, один из лидеров коалиции "Европейская Беларусь" Николай Статкевич заявил: признание Абхазии и Южной Осетии покажет всему миру, что белорусское государство "в некоторой степени марионеточное и находится в вассальной зависимости от России".


Белорусский эксперт по международным отношениям Андрей Федоров считает, что официальный Минск будет пытаться до последнего оттянуть признания двух республик.



Андрей Федоров: Если будет такая возможность, то вообще предпочтет не делать такого шага. Как мы знаем, сейчас наметились некие позитивные сдвиги в отношениях Минска с Западом. А крайне негативная реакция Запада на признание Южной Осетии и Абхазии Россией известна. Поэтому Лукашенко сейчас явно не с руки делать такие шаги. Другое дело, что давление Москвы может оказаться очень сильным, рычаги давления, безусловно, существуют - и белорусские власти просто не смогут устоять перед ними.



Виталий Цыганков: Действительно, большинство аналитиков склоняются к тому, что, несмотря на желание Минска балансировать между Россией и Западом в этом вопросе, Александру Лукашенко в той или иной форме придется вслед за Россией пойти на признание Южной Осетии и Абхазии. Об этом говорит безоговорочная поддержка белорусским президентом действий России на Южном Кавказе, выраженная на его встрече с Дмитрием Медведевым в Сочи 19 августа. Тогда белорусский президент сделал довольно неуклюжее заявление, что в разрешении конфликта в Южной Осетии Россия действовала "спокойно, мудро и красиво".



Любовь Чижова: О том, как СНГ в целом отреагирует на признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, рассуждает политолог Центра Карнеги Алексей Малашенко.



Алексей Малашенко: Судя по тому, что этой реакции не было сразу, это подразумевает две вещи. Во-первых, то, что такая реакция была бы скорее негативное, это первое, потому что никто не хочет с этим связываться, а во-вторых, России будет очень трудно добиться какого-то перелома. Вот сейчас будут мероприятия в ШОС проходить, и там наверняка будет предпринята попытка, но я сомневаюсь, что она будет удачной. Почему это происходит? Во-первых, потому что никто не хочет солидаризироваться с такими военными акциями. Все они - члены СНГ, и получается, что в СНГ можно делать все, что угодно. Кроме того, конечно, они не хотят портить отношения с западными партнерами, причем везде и особенно в Центральной Азии все прекрасно понимают, что если они пойдут по российскому пути, то у них будут какие-то проблемы. Одно дело - Россия, а другое дело - более такие что ли... не столь крупные страны, скажем.



Любовь Чижова: По сегодняшним сообщениям СМИ, в белорусском парламенте полагают, что Абхазия и Южная Осетия могут пополнить Союз Белоруссии и России.



Алексей Малашенко: Знаете, как вариант это возможно, но, во-первых, еще нет союза между Россией и Белоруссией. А если они попадут в этот самый дуэт, который уже будет квадратом, ну, понимаете, это не государство, это какое-то непонятное объединение. Я допускаю, что это будет обсуждаться, и будет обсуждаться активно, потому что что-то с этой независимостью надо делать, они вечно быть независимыми не могут. Принимать их в состав России, в общем-то, я бы сказал, несколько рискованно, а вот такой, в общем-то, ни к чему не обязывающий акт - это возможно. Хотя, в принципе, это никак не меняет положение.



Любовь Чижова: А если говорить о реакции Украины?



Алексей Малашенко: Это однозначно, конечно, негативная реакция. Хотя все разговоры о том, что история может повториться с Крымом, я считаю, они абсолютно бессмысленны. Ну, поскольку Украина уже давно идет в паре с Грузией, в том числе и направлении НАТО, то естественно что реакция негативная. Хотя тут, конечно, нужно понимать, что есть реакция Ющенко, есть всякие нюансы, но в целом, безусловно, ничего хорошего и согласия с Россией ждать не приходится.



Любовь Чижова: По мнению Алексея Малашенко, то, что сразу же после признания независимости Южной Осетии и Абхазии Россия не получила безоговорочной поддержки членов СНГ, - огромный минус. Это, по мнению эксперта, говорит о том, что Россия больше не является безусловным лидером союза.