Страны ШОС выразили глубокую озабоченность ситуацией вокруг Абхазии и Южной Осетии

Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Вероника Боде.



Александр Гостев: Лидеры стран - участниц Шанхайской организации сотрудничества выразили глубокую озабоченность ситуацией вокруг Абхазии и Южной Осетии. Об этом говорится в их совместной декларации, принятой по итогам саммита лидеров стран ШОС в Душанбе. Заявив о поддержке "активной роли России в содействии миру и сотрудничеству в регионе", участники встречи также подчеркнули свою приверженность принципам уважения территориальной целостности всех государств.



Вероника Боде: В совместной декларации, принятой по итогам саммита ШОС в Душанбе, содержится призыв решать все спорные вопросы путем диалога. В документе говорится: «Ставка исключительно на силовое решение не имеет перспективы, препятствует комплексному урегулированию локальных конфликтов, всестороннее разрешение существующих проблем возможно только при полном учете интересов всех сторон при их вовлеченности в процесс переговоров, а не изоляции». Вот что рассказал обозреватель газеты «Время новостей» Аркадий Дубнов - по телефону из Душанбе.



Аркадий Дубнов: Как рассказал мне высокопоставленный источник в российской делегации, на двусторонней встрече между российским президентом Медведевым и председателем КНР Ху Цзиньтао китайский лидер однозначно, недвусмысленно и довольно резко поддержал действия России в Южной Осетии, как военные, так и дипломатические, и сказал, что действия Грузии и западных партнеров направлены на безусловное расширение НАТО и что необходимость этому противодействовать вполне поддерживается Китаем. Такие же оценки были высказаны на закрытой части сегодняшнего заседания, то есть на встрече шести лидеров в узком составе. Китайский лидер подтвердил такого рода оценки, и к ним присоединился, в частности, и президент Узбекистана Ислам Каримов, который заявил, что любая другая реакция России на события в Южной Осетии стала бы унижением для России, и это было недопустимо, он полностью поддерживает эти действия России. Что касается реакции остальных членов ШОС - Казахстана, Киргизии, либо Таджикистана, источник в российской делегации просто не успел охарактеризовать их оценки, но думаю, что, поскольку все эти оценки должны быть скоррелированы с мнением китайской стороны, можно быть уверенным, что они были подобного же рода. Видимо, именно это дало возможность сегодня Медведеву говорить о признательности коллегам по ШОС за понимание усилий России в Южной Осетии.



Вероника Боде: В целом какое впечатление произвели на вас выступления президента Дмитрия Медведева на саммите?



Аркадий Дубнов: Он был достаточно сегодня однозначно весок. Он сегодня единственный, естественно, кто публично говорил о ситуации в Южной Осетии, поскольку это сегодня основная проблема для Кремля. И эти оценки, конечно, не могли не быть сказаны, я так понимаю, в атмосфере осуждения этих действий. Таким образом, можно представить себе, что если бы на саммите ШОС присутствовала такая атмосфера негативная по отношению к действиям России, вряд ли президент России Медведев позволил бы себе такого рода резкие и недвусмысленные оценки в адрес Грузии и ее партнеров на Западе.



Вероника Боде: По вашим наблюдениям, насколько важен был этот вопрос для участников саммита?



Аркадий Дубнов: Я думаю, что чрезвычайно важен, потому что от того, как отнесется Китай к ситуации в Южной Осетии, зависит фактически и позиция теперь на постсоветском пространстве. С 5 сентября, когда состоится саммит ОДКБ в Москве, ожидается, что страны ОДКБ, то есть ближайшие как бы союзники России, выскажутся более определенно в своей оценке событий на Кавказе. Что же касается отсутствия публичной реакции одобрения со стороны Пекина, то председатель Ху, по данным из источников в российской делегации, сослался на то, что ему неудобно, его сдерживает проблема Тайваня, он не может публично высказывать оценки, поскольку проблема Тайваня, то есть проблема одного Китая, связывает руки Пекину.



Вероника Боде: Итоги саммита Шанхайской организации сотрудничества комментирует Виля Гельбр ас, профессор Института стран Азии и Африки МГУ.



Виля Гельбр ас: Китай во что бы то ни стало должен осуждать и осуждает все действия, которые в какой бы то ни было форме способствуют развитию так называемого сепаратизма в Китае. Самое для меня важное - это то, что ваш корреспондент сказал о том, что деятели центрально-азиатских государств ставят свою позицию в зависимость от позиции Китая. Не России, а Китая. Значит, Китай уже захватил в этих государствах достаточно прочные позиции, и все эти государства уже в большей степени чувствуют свою зависимость от Китая, а не от России. Вот эта сторона, на мой взгляд, является чрезвычайно важной. На международной арене это означает очень многое: что Китай начинает потихоньку, спокойно, экономически расширяться, распространяя зону своего влияния на соседние государства. Тем самым зона влияния Китая и зона его кровных интересов теперь распространяется на все государства Центральной Азии. Когда Китай дважды предложил Каримову ввести войска в Узбекистан, Каримов отказался, и Россия тут же стала на дыбы и начала укреплять границы и укреплять военное сотрудничество со всеми государствами Центральной Азии. Тут же была форсирована работа по демаркации границы России и Казахстана, потому что Китай уже тогда дал совершенно четкий намек: он готов ввести войска на территорию сопредельных государств для того, чтобы навести там порядок.



Вероника Боде: Как вы полагаете, какова будет реакция международного сообщества на отношения азиатских стран - членов ШОС к конфликту в Грузии?



Виля Гельбр ас: Такая же, как по отношению к России. А если Китай еще будет стараться публично не очень-то выступать, чтобы не рассердить американцев, то он просто тем самым как-то смягчит реакцию Америки на действия Пекина. Но я думаю, что, в конце концов, придется найти какие-то точки соприкосновения с Европой у России, с Европой и с Соединенными Штатами, потому что экономически мы слишком зависимы от позиции государств в Европе. Они от нас, а мы от них зависим. Точно также и американцам. Потому что дальнейшее обострение отношений не выгодно ни им, ни нам. А что касается Китая, то просто-напросто китайцам надо будет добиться того, чтобы Америка не очень на них серчала, потому что и без того падение экономической активности в Соединенных Штатах, падение экспорта китайского очень сильно ударило по экономике этой страны.



Вероника Боде: Это был Виля Гельбр ас, профессор Института стран Азии и Африки МГУ.