Демократы свое слово сказали, теперь дело за республиканцами

После съезда демократической партии рейтинг Обамы вырос, задача грядущего съезда республиканцев - переломить ситуацию

Накануне поздним вечером грандиозной речью кандидата в президенты США от демократов Барака Обамы завершился национальный съезд партии в Денвере. На очереди – открывающийся в понедельник съезд республиканцев в Миннеаполисе, на котором они должны формально избрать Джона Маккейна кандидатом в президенты. И, хотя Маккейн, в отличие от Обамы, еще не назвал своего кандидата в вице-президенты, американские наблюдатели уже начали обсуждать шансы конкурирующих команд на победу.


Возможно, уже в ближайшие часы Джон Маккейн объявит имя своего партнера - кандидата в вице-президенты. Создает ли это ощущение такой же интриги, как в прошлые выходные, когда вся Америка напряженно ждала подобного заявления Барака Обамы? Профессор политологии Принстонского университета Джулиан Зелицер полагает, что нет: «На этот раз я не чувствую такого накала. В целом благосклонная к Обаме пресса дольше поддерживала атмосферу секретности. Ходила масса загадочных домыслов о его предполагаемом напарнике - от Хиллари Клинтон или Джозефа Байдена до малоизвестных людей. У Маккейна все проще и спокойнее. Все уверены, что он выберет одного из трех уже известных претендентов на пост вице-президента. Возможно, Маккейн намеренно не нагнетает ситуацию. Не исключаю, что он объявит о своем выборе не в эту пятницу, а в дни партийного съезда, когда к нему будет привлечено внимание множества журналистов».


Иного мнения придерживается профессор политологии Университета штата Мичиган Уильям Ален: «По-моему, с выбором, перед которым стоит Маккейн, связана еще большая интрига. Высока вероятность, что выбор этот будет сделан в пользу близкого друга Маккейна - бывшего демократа, а ныне независимого сенатора Джо Либермана. Такой вариант означал бы резкое перемещение республиканца Маккейна влево, но дал бы ему ряд преимуществ перед Обамой в нынешней президентской кампании».


Кого бы Маккейн ни выбрал своим партнером, и у республиканцев, и у демократов сейчас обострилась проблема предвыборного единства партии, подчеркивает Джулиан Зелицер: «Обе партии страдают этой проблемой. Но у республиканцев она мне представляется острее. Многие, увлекшись разговорами о расколе между сторонниками бывших соперников-демократов Хиллари Клинтон и Барака Обамы, забывают, что республиканцы – это фактически раздробленная партия, которая в последние несколько лет изрядно выдохлась. Различные фракции этой партии не находят общего языка друг с другом. Многие консерваторы терпеть не могут Маккейна, и продолжают глядеть на него с опаской. По большому счету эти разногласия намного серьезнее, чем были у демократов на этапе праймериз. Поэтому для Маккейна очень важно правильно выбрать того, кого он видит вторым высшим должностным лицом в стране.


Уильям Ален вновь не согласен с коллегой: «Думаю, что проблема единства партии более актуальна для демократов. Она осложняется тем, что демократы продолжают находиться в поиске стержневой темы избирательной кампании, которая позволила бы им победить. Пока что таким стержнем в кампании Обамы является он сам. Если он не решит эту проблему, то не сможет вести внятную кампанию».


Очевидно, что на своем съезде республиканцы попытаются использовать слабые стороны тандема Обама-Байден, напоминает Джулиан Зелицер: «Демократы преподносят Джозефа Байдена как обладателя солидного внешнеполитического опыта. Республиканцы явно сыграют на этом и каверзно спросят, почему же тогда в президенты идет человек с явно меньшим опытом. К тому же они могут использовать Байдена как нулевую точку отсчета, на фоне которой явно заметны левые убеждения Обамы - как во внешней политике, так и по социальным проблемам. Всплывут и проколы самого Байдена. Такие как его вынужденный выход из президентской кампании 1988 года под грузом уличения в плагиате, и ряд его экстравагантных высказываний, которые, я уверен, республиканцы вытянут на свет божий. Конкуренты также продолжат напоминать об отказе Обамы взять в вице-президенты Хиллари, за которой стояли 18 миллионов избирателей».


Уильям Ален выражается еще жестче: «У демократов почти нет преимуществ, а слабых сторон – в избытке. Самая серьезная состоит в том, что, выбрав Байдена, Обама привлек всеобщее внимание к отсутствию у него внешнеполитического опыта. Байден - это постоянное живое напоминание о слабости Обамы. К тому же, представляя небольшой штат Делавэр, Джо Байден не укрепляет электоральную базу Обамы в региональном аспекте. Он – ярко выраженный либерал с Восточного побережья. Он не обеспечивает поддержки Обаме ни на юге или на юго-западе страны».


В свете последних событий на Кавказе, во внешней политике США заметно усилился российский фактор. Его значение увеличится в дальнейшем, когда Обама с Байденом и Маккейн со своим кандидатом в вице-президенты выйдут на заключительный этап предвыборной борьбы, обращает внимание профессор Зелицер: «Этот фактор уже сработал, когда в середине августа резко пошел вверх рейтинг Маккейна, сделавшего ряд решительных заявлений. Хотя большинство американцев слабо знакомы с обстоятельствами российско-грузинского конфликта, на поверхность всплыл вопрос о том, готов ли Обама быть лидером в случае угрозы национальной безопасности страны? Джон Маккейн в традиционном для республиканцев стиле занял жесткую позицию в отношении России и, по мнению многих, продемонстрировал свое ясное представление о том, какова должна быть внешняя политика. И это уже навредило Обаме».


Уильям Ален напоминает, что позиция кандидатов по отношению к России будет иметь и внешнеполитическое значение для Америки: «Я предвижу много дискуссий об отношениях Запада с Россией. о том, возможно ли их улучшить. При этом важно то, позиции кого из двух кандидатов будут выглядеть убедительнее с точки зрения их способности защитить национальные интересы США. Не менее важно кандидатам будет убедить саму Россию в том, что США будут рассматривать ее скорее как друга, чем как врага и что возврата к холодной войне не произойдет. Будет очень интересно понаблюдать, как соперники по предвыборной кампании попытаются доказать свою способность эффективно вести дела с Россией».