Ирина Лагунина: Уже почти три месяца в испанских тюрьмах находятся два десятка выходцев из России, обвиненных в принадлежности к «тамбовской преступной группировке». О суде пока никто не говорит – в Испании дела длятся годами, ну а в прессу время от времени просачиваются подробности дела арестованных – одна сенсационней другой. Рассказывает наш мадридский корреспондент Виктор Черецкий:
Виктор Черецкий: Как оказалось, «навел» испанцев на «тамбовских» никто иной, как бывший сотрудник российский спецслужб Александр Литвиненко. За шесть месяцев до своей таинственной смерти от дозы полония-210 в Лондоне в ноябре 2006 года, он якобы встретился с представителями испанской полиции в одной из европейских стран, чтобы поведать им о находящихся в Испании выходцах из Петербурга. Считается, что чекист-диссидент рассказал испанским пинкертонам о месте, которое занимали эти лица в криминальных кругах города на Неве и об их связях с властными структурами России. Испанцам эта информация очень пригодилась, поскольку, как отмечает газета «Паис», они никак не могли разобраться в иерархии российского криминального сообщества. «Паис» утверждает, что именно «ориентировка», предоставленная Литвиненко, положила начало крупномасштабной полицейской операции под кодовым названием «Тройка», которая завершилась в начале июня этого года арестом 20 человек по подозрению в принадлежности к Тамбовской преступной группировке. Испанцы опасались мести за эту операцию со стороны сообщников арестованных, а посему по электронным средствам информации было распространено лишь анонимное заявление полицейского инспектора, голос которого к тому же был умышленно искажен до неузнаваемости:
Полицейский: Российские воры в законе осуществляли в Испании миллионные операции с недвижимостью. А деньги на эти операции шли от их преступной деятельности в России: вымогательства, заказных убийств, продажи наркотиков и так далее. Арест удивил россиян, поскольку никто из них не предполагал, что может попасть за решетку в Испании. Мы нашли у них пистолет с глушителем, классическое оружие убийц. Это была крупнейшая операция в Европе против организованной преступности.
Виктор Черецкий: Арестованные были обвинены в отмывании на территории Испании добытых незаконным путем в России капиталов, членстве в преступном сообществе, неуплате налогов, подделке документов и так далее. Как утверждает все та же близкая к правительству «Паис», в руки испанского правосудия на этот раз попал один из лидеров Тамбовской группировки, которая, по данным испанского МВД, занимает четвертое место в рейтинге наиболее опасных преступных сообществ мира. Газета имеет в виду гражданина Греции Геннадиуса Петрова, живущего в Испании почти 20 лет.
Об операции говорил и министр внутренних дел Испании Альфредо Перес Рубалькаба. Он даже заявил, что испанцы помогут спецслужбам всего мира, наконец, расправиться с «русской мафией». Министр, в частности, сказал:
А.Перес Рубалькаба: У нас есть все доказательства того, что нами задержаны именно члены опасной преступной группировки, а не просто группа соотечественников-россиян, обосновавшихся в Испании, которые общались между собой. У них существовала преступная организация, данные о которой теперь изучаются следственными органами.
Виктор Черецкий: По телевидению были показаны напоминающие остросюжетные детективы сцены задержания предполагаемых членов мафии, среди которых, кстати, половина были женщины – жены и секретарши подозреваемых. Сначала бойцы элитного спецподразделения, в полной выкладке – в бронежилетах и касках -крадучись, с автоматами наперерез, под прикрытием бронетехники и вертолетов, проникали в жилища подозреваемых, взламывая двери. Операция, которую испанцы почему-то считали особо опасной, хотя никто из задержанных сопротивление даже не пытался оказать, проводилась на рассвете силами 300 спецназовцев.
Безусловно, как отмечают наблюдатели, с мерами безопасности испанцы переборщили, но, чтобы как-то их оправдать, акцент был сделан на важности проведенной операции. Комиссар Национальной полиции Хосе Мария Сеара:
Хосе Мария Сеара: Речь идет о важнейшей операции, в ходе которой удалось обезвредить лидеров группировки. Эта операция позволила идентифицировать организаторов преступной сети. Наша задача – ликвидировать подобные сети.
Виктор Черецкий: Тем не менее, аресты сразу же вызвали у независимых наблюдателей многочисленные вопросы. Так, испанский спецназ взял иностранцев, которые, как отмечают местные средства информации, жили в Испании якобы за счет преступной деятельности в России и в неких других странах. Но вот ни Россия, ни другие страны их ареста или выдачи вовсе не требовали и, как стало известно радио Свобода из компетентных источников, российские силовики даже знать не знали об этой операции.
К примеру, Петров, отсидев в свое время за свои грехи в России, уехал на ПМЖ в Испании в начале 90-х годов. В прошлой жизни на родине он особо важных постов среди преступной номенклатуры не занимал. Правда, его приятель, также арестованный, Александр Малышев, судя по всему, был некогда в «авторитете». В начале 90-х годов он, в соответствии с многочисленными публикациями в российской прессе, руководил одной из крупных питерских группировок, а именно, Малышевской. Хотя и он отсидел в свое время положенное, и российской прокуратурой больше не преследовался. Но в Испании есть своя прокуратура и свой взгляд на деятельность задержанных. Генеральный прокурор Испании Кандидо Конде Пумпидо:
Кандидо Конде Пумпидо: Нынешняя операция является продолжением операции под кодовым названием «Оса». В результате произведенных обысков и допросов могут быть получены новые данные, которые позволят расширить масштабы наших действий.
Виктор Черецкий: Напомним, что операция «Оса» проводилась в июне 2005 года. За один день тогда было арестовано 28 человек, в основном кавказцев, среди которых, как отмечала испанская полиция, было 22 грузинских коронованных вора в законе. Обвиняли их, как и нынешних арестованных, в отмывании капиталов, полученных от сомнительного бизнеса, а том числе игорного, вымогательства и похищения людей. Правда, суд над арестованными так и не состоялся и на сегодняшний день почти все они отпущены на свободу: спокойно живут на своих испанских виллах. Так что заявление генерального прокурора о том, что нынешняя операция является продолжением предыдущей, для некоторых испанских наблюдателей прозвучало весьма двусмысленно. В том, что арестованных в ходе операции «Тройка» россиян, в конце концов, могут отпустить без какого-либо суда, не сомневаются многие испанские адвокаты. Дело в том, что, к примеру, обвинения в отмывании денег доказать не просто. Говорит член коллегии адвокатов города Аликанте Хосе Санчес-Аларкос:
Хосе Санчес-Аларкос: Четко определить границы между законным вложением капиталов в Испании и «отмыванием» денег трудно. Наши финансовые учреждения часто не выполняют предписание Центробанка о необходимости сообщать обо всех «подозрительных» деньгах и их владельцах в полицию. Они, наоборот, с удовольствием принимают деньги от любого и открывают счета всем подряд.
Виктор Черецкий: Сейчас из лиц, арестованных в ходе операции «Оса», п родолжает оставаться за решеткой лишь некто Захарий Калашов по кличке Шакро-молодой. Испанцам он, видимо, особо дорог – его долго искали и взяли лишь в 2006 году в Арабских Эмиратах, где он укрывался после отъезда из Испании.
За арестом Калашова последовали и другие разоблачения. Так, в ноябре 2006 года был арестован связанный с ним гражданин Украины Олег Воронцов, коллекционер олимпийской символики и организатор международных выставок на эту тему. Его, в частности, обвинили в попытке подкупа служащих испанской тюрьмы, в которой содержится Калашов. Одновременно в Мадриде был задержан московский адвокат Александр Гофштейн, который посещал Испанию для встреч в тюрьме с Калашовым. Его обвинили в том, что он служил курьером – незаконно возил деньги из России для отмывания в Испании. Подобное обвинение вызвало возмущение в Москве среди коллег Гофштейна. В Мадрид срочно прибыл адвокат Генрих Падва, чтобы организовать защиту арестованного:
Генрих Падва: Это безупречный адвокат, ни в чем никогда незамеченный. У меня нет никаких сомнений в том, что он никогда не имел и не имеет никакого отношения к отмыванию денег. Вообще, какой-то вздор. Он защищал Калашова еще в Москве. Того арестовали. Он оказывает ему посильную помощь. Вот все, что он делал, поэтому его задержание - какое-то потрясение невероятное. Мы будем делать все возможное, чтобы эта ошибка была исправлена.
Виктор Черецкий: Адвокат Падва оказался, в конце концов, прав. Гофштейна испанцам пришлось освободить.
Вовремя скрылся из Барселоны и до сих пор укрывается от испанского правосудия выходец из Грузии Тариэл Ониани. Ну а среди привлеченных в июне этого года к следствию фигурирует некто Виталий Изгилов, уроженец Дагестана, который также арестовывался в ходе операции «Оса» три года назад, а затем был отпущен на свободу, чем и воспользовался, как отмечает полиция, для возобновления своей якобы незаконной деятельности. Эта деятельность охватывала такие сферы, как финансовые сделки на Кипре и в Швейцарии, поставки цемента в Швецию, а также коммерческие операции в России, на Украине, в Грузии и Чехии.
Сбои в следствии по делу «Оса», которое рассматривается в Национальной судебной палате Испании, ее ведущий сотрудник – следователь по особо важным поручениям Бальтасар Гарсон, объясняет загруженностью этой инстанции:
Бальтасар Гарсон: Национальная судебная палата – это эффективный орган испанского правосудия. Однако ей надо иметь больше средств для успешного осуществления всего объема работы, в том числе иметь больше следственных отделов. Сегодня количество сложных дел, которые рассматриваются в палате, не всегда дает возможность быстро реагировать на происходящие события. Напомню, что мы рассматриваем лишь наиболее важные дела.
Виктор Черецкий: Как стало известно в последние дни, в деле борьбы с «тамбовскими» у испанской полиции, помимо Литвиненко, был еще один добровольный помощник. Это питерский антиквар, бывший депутат Государственной Думы от Либерально-демократической партии Михаил Монастырский. Он погиб весной 2007 года во Франции, ну а с полицией встретился незадолго до смерти.
Монастырский рассказал испанцам о том, что опасается за свою жизнь, и о том, как в 90-е годы приобрел за 300 тысяч долларов депутатский мандат. Антиквар назвал имена членом Тамбовской группировки, которые проживали в курортном городе Марбелья, на юге Испании. Разговор продолжался несколько часов и был записан сотрудниками испанской полиции. Эти звуковые материалы приложены к делу Геннадиуса Петрова и других лиц, арестованных в ходе операции «Тройка». Монастырский 10 лет проживал в роскошном особняке в курортном поселке «Президент», который находится в муниципальном округе Эстепона, на южном побережье Испании.
Информация, предоставленная Монастырским, имела большое значение, считает следователь Бальтасар Гарсон:
Бальтасар Гарсон: Нам удалось значительно продвинуться в деле, благодаря полученной информации. Нам оставалось лишь систематизировать и использовать все полученные сведения для организации операции, а затем действовать по обстоятельствам.
Виктор Черецкий: До этой встречи, а именно 26 августа 2006 года, Монстырский обратился в полицейский комиссариат города Эстепона с заявлением о том, что он был похищен на несколько дней и что его жизнь подвергается опасности. В конце 2006 года антиквар перебрался из соображений безопасности из своего особняка в снятый люкс гостиницы Kempinski.
Во время беседы с испанской полицией россиянин рассказал, что намерен покинуть юг Испании и перебраться в Сан-Себастьян, однако, он выбрал Францию, где и погиб при странных обстоятельствах 18 апреля 2007 года. По версии испанской полиции, в автомобиль Монатырского врезался, недалеко от города Лион, грузовик с бетоном.
Что думает об арестах россиян испанская общественность? Многие воспринимают борьбу с так называемой «русской мафией» с юмором. Они не верят в ее могущество и полагают, что с помощью шумихи, которой всегда сопровождаются аресты россиян, некоторые следователи-карьеристы пытаются поднять свой рейтинг, хотя заранее знают, что не смогут довести дело до суда. В последние годы этой теме посвящено множество концертных выступлений юмористов. Вот одно из них. Актер Игнасио Морено:
Игнасио Морено: Я представляю российский концерн, который занимается приобретением озер и морей. Могу с гордостью сказать, что в Испании уже все водоемы наши.
Виктор Черецкий: Ну а баскское телевидение поставило целый шуточный детектив на тему русской мафии. Бравые местные служители порядка отважно преследуют неких вооруженных до зубов деятелей, одетых в черные кожаные куртки, которые пытаются путем угроз завладеть баром в Стране басков. Но все заканчивается братанием с псевдо-россиянами, когда полицейские узнают, что в баре будет дом свиданий, который стражи порядка смогут посещать бесплатно для общения с блондинками из Восточной Европы.