Алексей Мухин: "Убийство Алишаева лежит в политической плоскости"

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.



Андрей Шарый: В Махачкале расследуют обстоятельства покушения на жизнь известного в Дагестане журналиста Тельмана (Абдуллы) Алишаева. Нападение было совершено во вторник вечером. От полученных ранений Алишаев скончался в больнице.



Мумин Шакиров: Журналист Абдулла Алишаев скончался сегодня утром в Центральной республиканской клинической больнице Дагестана. Покушение на его жизнь было совершено накануне вечером.


С подробностями - наша коллега из Дагестана Юлия Таберио.



Юлия Таберио: Двое неизвестных подошли к автомобилю, в котором находился Алишаев, и выстрелили в журналиста из пистолета Макарова. Журналиста госпитализировали с ранениями в плечо в голову. Алишаев был сразу же прооперирован, однако спасти его жизнь врачам не удалось.


Сотрудник исламской телекомпании "ТВ-Чиркей", Алишаев известен в республике как один из самых активных идеологических борцов с ваххабизмом. Он автор и ведущий нескольких исламских передач на дагестанском телевидении и один из авторов документального фильма "Обыкновенный ваххабизм". В правоохранительных органах связывают убийство журналиста с его профессиональной деятельностью.


В совершении преступления подозреваются находящиеся в федеральном розыске 29-летний Вадим Бутдаев и 25-летний Рустам Амалатов. По информации МВД Дагестана, Вадим Бутдаев - активный член ваххабитского бандподполья. Бутдаев является родным братом лидера общественной организации "Матери Дагестана за права человека" Гульнары Рустамовой, известной резкими заявлениями в адрес правоохранительных органов республики. Организация обвиняет дагестанскую милицию в похищении и пытках молодых дагестанцев.



Мумин Шакиров: Директор Центра политической информации, политолог Алексей Мухин уверен, что на фоне южноосетинских событий на Кавказе кипят страсти не только в Дагестане, но и в соседних республиках - Ингушетии, Чечне и Кабардино-Балкарии.



Алексей Мухин: Я думаю, что это похоже на убийство демонстративное. Человека лишили жизни за то, что он, скорее всего, пропагандировал взгляды, которые идут вразрез с теми взглядами, которые пропагандировал убийца. Я думаю, что убийство Алишаева, оно больше лежит в политической плоскости.



Мумин Шакиров: На ваш взгляд, кто реально контролирует ситуацию в Дагестане?



Алексей Мухин: Я полагаю, что все-таки по степени влиятельности следует поставить на первое место правоохранительные органы, потому что они вполне легально владеют оружием и совмещают свою, так сказать, служебную и личную деятельность, очень часто это получается. На второе место я бы поставил финансово-криминальные группировки. В Дагестане и на Северном Кавказе вообще трудно отделить легальный бизнес от нелегального. И на третье место я бы поставил духовных лидеров, потому что традиционно так получилось, что духовные лидеры часто зависят от финансовых пожертвований тех же местных финансовых групп.



Мумин Шакиров: Все-таки существует конфликт между религиозными деятелями, которые принадлежат к официальной религии, и теми, кого называют ваххабитами?



Алексей Мухин: Исламские деятели, которые ориентируются на официальную власть, безусловно, должны и обязаны всячески демонстрировать то, что ваххабиты дискредитируют ислам. В свою очередь, ваххабиты, безусловно, отказывают в праве на правду, на истину, на религию официальным представителям ислама, считая, что они продались светской власти. Ситуация очень сложная, но, на самом деле, она довольно типичная для любых конфессий.