Перебежчик из Ташкента: Каримов лично приказал стрелять в толпу

Якубов предпочитает скрывать свое лицо до сих пор

Бывший офицер узбекской разведки попросил политического убежища в Британии. Икрам Якубов утверждает, что располагает информацией о том, что президент Узбекистана Ислам Каримов лично отдавал приказы о расстреле участников акций протеста в Андижане три года назад.
Источники Радио Свобода сообщают, что отставной майор Службы национальной безопасности Узбекистана (СНБ) Икрам Якубов собирается подать прошение о политическом убежище в Лондоне. Он покинул свою родину, где его жизни угрожала опасность, и некоторое время скрывался в Европе, прежде чем прибыть 1 сентября в Англию.
Решение просить убежища стало для Якубова венцом долгого и рискованного пути. Бывший офицер разведки, состоявший в прямом подчинении у Каримова, в конце концов осознал, что больше не может «работать на палача». В пользу правдивости его слов говорит почти десятилетний опыт службы в СНБ, в том числе два года работы в президентском Совете национальной безопасности.
«Я видел множество нарушений закона, ужасных, страшных преступлений, - сообщил Радио Свобода 27-летний Якубов. - Как фабрикуются ложные обвинения, как убивают простых людей, верующих мусульман, как в народ вселяют страх».

По словам нашего собеседника, во время массовых волнений в Андижане три года назад президент лично приказал старшим военным офицерам проинструктировать войска стрелять на поражение в участников акции протеста. При разгоне демонстрантов было убито более 1500 человек. Г-н Каримов неоднократно отрицал это утверждение.


Якубов также обвиняет узбекское правительство в организации терактов, вину за которые власти потом сваливали на исламских активистов, чтобы демонизировать оппозицию и побиться поддержки своих действий со стороны иностранных государств.


Андижан-2005 – новое подтверждение старой версии


Подобные обвинения уже неоднократно звучали из уст узбекских диссидентов и критиков режима, включая бывшего посла Великобритании в Ташкенте Крейга Мюррея. Но в отличие от всех них майор Якубов был приближен к руководству страны, что добавляет достоверности его словам. «Это не фантазии и не голословные утверждения, - заявил Мюррей Радио Свобода. - Мы получили новые доказательства, которые подкрепляют и дополняют имевшуюся у нас картину происходящего».


При этом отставной дипломат призывает относиться к утверждениям Якубова с осторожностью. «Бывают агенты обычные, а бывают двойные – это люди, которые работают на обе стороны и подчиняются двум хозяевам сразу», - предостерегает он. Якубов бегло говорит по-английски. Он заявил, что «ни двойным, ни тайным агентом» не является.


Радио Свобода впервые обратило внимание на Якубова в начале июля. Два репортера нашей узбекской службы наткнулись на поразительные статьи на одном из эмигрантских интернет-сайтов. Автор статей называл себя Абдуллой Сарбадором, бывшим сотрудником узбекской разведки, разочаровавшемся в Каримове и бежавшем из страны. По его словам, он обладал инсайдерской информацией, которую и начал излагать в виде статей.


По эмигрантскм каналам репортеры отыскали этого человека. Сначала Якубов согласился дать телефонное интервью на условиях полной анонимности. Он открыл свое имя только в середине июля, после того, как один из членов его семьи погиб в автокатастрофе при подозрительных обстоятельствах. Якубов решил, что так режим сводит счеты с его семьей. Его карьера в «органах» была, по собственным словам, долгой и сложной. Он начал сотрудничать с СНБ в качестве информатора еще студентом Ташкентского университета.


Основной объем информации о массовых убийствах в Андижане он получил, обсуждая события 13 мая 2005 года со старшим офицером СНБ, который непосредственно участвовал в акции. По этим данным, огонь по участникам акции протеста по прямому приказу президента открыли отряды, которыми командовал Махмуд Худойбердыев. Этот бывший полковник таджикской армии разыскивается Душанбе по подозрению в попытке совершения государственного переворота.


Сейчас группировка Худойбердыева, как сообщает перебежчик, является частью элитной силовой структуры, которая обеспечивает охрану Ислама Каримова и его дочерей. Она должна гарантировать плавный переход власти от 70-летнего патриарха к его дочери Гульнаре. Имеется информация, что президент болен лейкемией.


В начале 2002 года Якубов был повышен до главы особого отдела «информационной безопасности» под негласным руководством СНБ. Задачей отдела было наблюдение за деятельностью международных организаций, диссидентов и СМИ. Якубов подчинялся непосредственно Каримову. Однако всего два года спустя его уволили за то, что в своих отчетах Совету безопасности он позволил себе критически оценить действия правительства. В последнем своем докладе он негативно отозвался о том, как было подано сообщение о взрывах, в результате которых весной 2004 года в Ташкенте и Бухаре погибло 47 человек.


Террор по заказу и подстроенные авиакатастрофы


В официальном заявлении ответственность за взрывы была возложена на Исламское движение Узбекистана (ИДУ) и группировку «Хезб ут-тахрир». ИДУ признана госдепартаментом США террористической структурой. «Хезб ут-тахрир» же стремится к установлению исламского порядка в Средней Азии преимущественно ненасильственными способами. Якубов утверждает, что общался с оперативником, напрямую связанным со взрывами, и убедился, что они были организованы по указанию сверху.


Наш собеседник также обвиняет режим в поддержке лидеров группировок, подозреваемых в экстремизме, в том числе предполагаемого лидера ИДУ Тахира Юлдашева и Акрама Юлдашева, который, вероятно, являлся духовным предводителем неформального объединения «Акрамия», которую узбекские власти обвинили в разжигании беспорядков в Андижане.


По имеющимся данным, Юлдашев сейчас находится в пакистанской зоне племен во главе узбекского вооруженного отряда, союзного движению «Талибан». Акрам Юлдашев в 1999 году был помещен под стражу по обвинению в организации терактов, которое он отрицает.


Этим список громких заявлений Якубова не исчерпывается. Так, он утверждает, что случившееся в январе 2004 авиакатастрофа, в которой погиб глава представительства ООН в Узбекистане Ричард Конрой, была подстроена (такое же подозрение высказывает в своей книге и Крейг Мюррей). Якубов общался с главой госкомиссии по расследованию происшествия, и тот сообщил ему, что у Конроя имелась информация, согласно которой представители узбекских властей были замешаны в контрабанде наркотиков.


Покинув весной 2004 года Совет национальной безопасности, Якубов перешел в Агентство прессы и информации. В числе задач этого ведомства было наблюдение за оппозиционными СМИ; Радио Свобода было в числе объектов пристального внимания АПИ. В этом году агентство выпустило фильм, в котором «разоблачается» РС и разглашаются подробности личной жизни его сотрудников из числа местных жителей, включая их домашние адреса и номера школ, где учатся их дети. Этот фильм неоднократно показывали по узбекскому телевидению. По словам Якубова, его следует воспринимать как предупреждение со стороны властей.


И на новом месте службы Якубов продолжал писать отчеты критического свойства, и был вскоре снова уволен. Поступив в качестве аналитика в правительственный Институт стратегических и региональных исследований, он и там не удержался надолго. К весне 2007 года у него окончательно опустились руки. Через некоторое время после этого, рассказывает Якубов, его серьезно избили. В феврале тот же старший офицер СНБ, который рассказал ему об Андижане, предупредил его о готовящемся аресте


Икрам воспользовался возможностью поехать в Лондон в качестве переводчика при правозащитной организации. Потом он перебрался в другую европейскую страну и снова вернулся в Англию 1 сентября.