Центробанк не боится кризиса ликвидности

Алексей Улюкаев пытался успокоить банковское сообщество на фоне падения российского рынка

Объемы оттока капитала из экономики России не являются критическими, считают в Центробанке и не собираются бороться с этим явлением какими-то специальными средствами. К тому же дефицита ликвидности в банковском секторе нет, уверен первый заместитель председателя банка Алексей Улюкаев. По его словам, 800 миллиардов рублей коммерческих банков размещены на корреспондентских счетах и депозитах в ЦБ. Еще около 50 миллиардов рублей вложено в его облигации. Таким образом, общая сумма этих средств составляет в пересчете почти 34 миллиарда долларов, тогда как для проведения расчетов кредитным организациям достаточно иметь в 1,5 раза меньше.


Тем не менее, по словам Алексея Улюкаева, Банк России продолжит практики рефинансирования банков, предоставляя им необходимую ликвидность. Такая политика продолжается с августа 2007 года, то есть со времени начала кризиса на мировом финансовом рынке, рассказывает бывший заместитель председателя Центрального банка, первый вице-президент Ассоциации региональных банков Александр Хандруев:


«Безусловно, поначалу были большие опасения относительно того, что ограничения на доступ на внешние рынки капиталов могут сказаться на ликвидности коммерческих банков. Действительно, заимствования коммерческих банков достаточно большие. Это касается только небольшой группы банков, но, тем не менее, не было ни одного дефолта по обязательствам российских банков. Банки сейчас исправно обслуживают свою внешнюю задолженность. Более того, крупнейшие российские банки сохранили доступ на мировые финансовые площадки. Были отдельные периоды напряжения с текущей ликвидностью, но благодаря своевременным действиям Банка России и правительства (Банк России существенно расширил возможности доступа коммерческих банков к рефинансированию, Минфин проводил аукционы свободных денежных средств для коммерческих банков) кризиса ликвидности удалось избежать».


Российские банки, как напомнил Александр Хандруев, и сегодня сохраняют возможность привлекать кредиты на международных финансовых рынках. Однако стоимость этих заимствований, по словам главного экономиста «Альфа-банка» Наталии Орловой, делает их доступными далеко не всем:


«С одной стороны, удорожалась стоимость кредитов, которые российские банки и компании привлекают из-за рубежа, с другой стороны, эти кредиты или облигации, по сути, менее доступны. На самом деле, когда мы сейчас говорим о привлечении внешнего долга, нужно понимать, что, в общем-то, мы говорим про синдицированные кредиты, то есть кредиты, которые банки получают на основе каких-то долгосрочных партнерских отношений с другими банками. Что касается возможности сейчас выходить на рынок и размещать еврооблигации, эти возможности очень ограничены, они, по сути, открыты только для крупнейших государственных банков. Для других банков они настолько дорогие, что просто не представляют интереса».


Впрочем, такая ситуация, утверждают эксперты, в какой-то степени даже полезна национальной банковской системе страны. Александр Хандруев продолжает: «Это придало дополнительные стимулы процессам консолидации. Сейчас практически все российские банки либо нашли, либо пытаются найти портфельных или даже стратегических инвесторов. Все сделки в ближайшие годы после некоторого затишья возобновятся. Это приведет к радикальным изменениям конфигурации всего российского банковского бизнеса».


Свой вклад в консолидацию российской банковской системы вносит и Центральный банк. Он уже подготовил поправки в законодательство, обязывающее кредитные организации поэтапно увеличить собственный капитал до 180 миллионов рублей к 2012 году. Если эту норму применить сегодня, то лицензии лишатся около 400 банков из более чем 1100 действующих. Чтобы этого не случилось, им либо придется выполнять новые правила, либо соглашаться на ликвидацию бизнеса или его продажу более крупным игрокам.